ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Рынок автокредитования в России: десятилетняя трансформация

Market of Car Loans in Russia: Ten-Year Transformation



И.В. Солдатенкова
I.V. Soldatenkova
inna_soldatenkova@mail.ru
старший преподаватель кафедры финансов и кредита, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior teacher, the Department of Finance and Credit, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • автокредит
  • рынок автокредитования
  • госпрограмма автокредитования
  • партнерские программы
  • банки
  • цифровизация
  • субсидирование автокредитов
  • Keywords:

  • car loan
  • car loan market
  • government program of car loans
  • partnership programs
  • banks
  • digitalization
  • subsidizing of car loans
  • В статье проанализированы тенденции, нашедшие отражение на отечественном рынке автокредитования за период с 2010 по 2019 годы. Представлена авторская классификация автокредитов. Сделан вывод о слабой роли государственной программы субсидирования в поддержке развития рынка на современном его этапе. Предложены мероприятия, которые, по мнению автора, в краткосрочной перспективе могут способствовать переходу от экстенсивного к интенсивному росту ключевых показателей развития рынка автокредитования в России.

    We analyze trends reflected in the national market of car loans from 2010 to 2019. We introduce our own classification of car loans. We make a conclusion about a poor role of governmental program of subsidies to support the market at its current stage. We suggest measures that in our opinion may contribute to the transition from extensive to intensive growth of key indicators of the development of national car loan market in the short term.

    Обзор статьи

    Развитие отечественного рынка автокредитования на протяжении последних десяти лет было достаточно динамичным. На наш взгляд, условно его можно разделить на несколько ключевых этапов:
    - этап интенсивного роста (2010–2013 гг.), когда прирост ключевых показателей развития рынка за четыре года составил более 40%, а средний размер просроченной задолженности к концу 2013 г. снизился более чем в четыре раза (по сравнению с данными на конец 2011 г.) и достиг минимального значения (0,9%) за весь рассматриваемый нами период (2010–2019 гг.) [6];
    - этап кризисного спада (2014–2015 гг.), когда все ключевые параметры развития рынка «просели» более чем в два раза на фоне удорожания стоимости новых автомобилей на 40–50% в связи с введением экономических санкций против РФ и высокой волатильностью финансового рынка, а средний размер просроченной задолженности по портфелю автокредитов Топ-20 крупнейших автокредитных банков вырос с 0,9 до 6,9% (табл. 1) [6];
    - этап экстенсивного (восстановительного) роста (с 2016 г. по настоящее время), для которого характерно наращивание всех ключевых показателей развития рынка до уровня докризисных значений. Так, согласно данным Национального бюро кредитных историй (см. рис. 1), по итогам 2019 г. в России было выдано рекордное количество автокредитов, начиная с 2014 г. (947, 3 тыс. штук против 823, 4 тыс. штук), размер задолженности населения по автокредитам практически достиг докризисного уровня (907,1 млрд руб. против 915,4 млрд руб. по итогам 2013 г.), а доля продаваемых в кредит автомобилей превысила 55% (в 2013 г. – 48%) [3].
    Ключевыми тенденциями развития данного сегмента розничного кредитного рынка в РФ на его современном этапе, по нашему мнению, являются:
    - высокая степень монополизации рынка. По данным финансового супермаркета «Банки.ру»,в настоящее время отечественный рынок автокредитования контролируется пятью крупнейшими игроками: группой Сбербанка России (включает Сбербанк России и Сетелем Банк), группой SG в России (включает Русфинанс Банк и Росбанк), банком ВТБ, ЮниКредит Банком и Совкомбанком [6]. Совокупная рыночная доля иных участников рейтинга по состоянию на 1 января 2020 г. составляет менее 25%. Для сравнения: по итогам 2011 г. крупнейшими игроками на рынке являлись: Сбербанк, Русфинанс Банк, ВТБ 24, Росбанк и ЮниКредит Банк. Количество игроков на этом сегменте за последние 10 лет существенно снизилось, и если на начало 2011 г. в состав крупнейших автокредитных банков наряду с обозначенной «пятеркой» входило большинство универсальных розничных игроков (Райффайзенбанк, Юниаструм Банк, Ренессанс Кредит и пр.), то по состоянию на начало 2020 г. в их числе преимущественно кэптивные банки крупнейших автоконцернов (БМВ Банк, МС Банк Рус, Экспобанк, ПлюсБанк и т.д.).

    Список использованной литературы

    1. Аналитическое агентство «Автостат»: [сайт]. URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
    2. Евдокимова С.С. Рынок автокредитования в России: тенденции и проблемы развития // Финансы и кредит. 2015. № 24(648). С. 34–44.
    3. Национальное бюро кредитных историй: [сайт]. URL: https://www.nbki.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
    4. Официальный сайт Центрального Банка России. URL: https:// www.cbr.ru (дата обращения: 08.04.2020).
    5. Удалов С. В кредит с пробегом // Банковское обозрение. 2019. URL: https://bosfera.ru/bo/v-kredit-s-probegom (дата обращения: 15.04.2020).
    6. Финансовый супермаркет «Банки.ру»: [сайт]. URL: https://banki.ru (дата обращения: 08.04.2020).
    7. Что ждет автокредитование в 2020 году? // Российская газета. 2020. 10 февраля. URL: https://rg.ru/2020/02/10/chto-zhdet-avtokreditovanie-v-2020-godu.html (дата обращения: 15.04.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2