ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Кризис постиндустриальной профессиональной миграции

Crisis of Post-Industrial Professional Migration



Н.Л. Захаров
А.Л. Кузнецов
И.Б. Бритвина
N.L. Zakharov
A.L. Kuznetsov
I.B. Britvina
znl29@mail.ru
akuz63@mail.ru
irina.britvina@urfu.ru
профессор кафедры социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доктор социологических наук, профессор
проректор, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор социологических наук
professor, the Department of Sociology and Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
vice-rector, M. Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Integrated Marketing Communications and Branding, Ural Federal University named after the first president of Russia B.N. Yeltsin, Doctor of Sociology
Санкт-Петербург
Ижевск
Екатеринбург
St. Petersburg
Izhevsk
Yekaterinburg

Ключевые слова:

  • информационные технологии
  • профессиональная миграция
  • постиндустриальное общество
  • информационное общество
  • Keywords:

  • information technology
  • professional migration
  • post-industrial society
  • information society
  • Авторами рассматривается проблема кризиса образовательной и профессиональной миграции студентов и выпускников вузов в условиях перехода постиндустриального общества в информационное. В постиндустриальном мире изменился характер производства и главный объект конкуренции на мировом рынке, что привело к кризису профессиональной мобильности. Существующие способы разрешения этого кризиса были созданы и успешно применялись в индустриальном мире. В настоящее время назрела насущная необходимость в создании современной модели, которая, учитывая опыт прошлого, должна основываться на новых управленческих технологиях.

    We consider the problem of the crisis of educational and professional migration of students and graduates under the transition of post-industrial society to information society. In the post-industrial world, the nature of production and the main object of global competition has changed, which led to a crisis of professional mobility. Current ways of solving the crisis in question were developed and successfully applied in the industrial world. At present, there is an urgent need to create a modern model based on new management technologies and taking into account past experience.

    Обзор статьи

    Эпоха машин и механизмов подходит к концу, на смену идут роботы и информационные технологии. Настоящая эпоха характеризуется как «постиндустриальная» [1]. За относительно короткий временной отрезок способ промышленного производства изменился до неузнаваемости: роботизация охватила все ведущие отрасли промышленности. Изменился главный объект конкуренции на мировом рынке: им теперь стала конкуренция за овладение рынками сбыта технологий. Таково в настоящее время поле борьбы передовых компаний (хотя, конечно же, это не отменяет конкуренцию за сырьевые ресурсы и за рынки сбыта товаров). Иным становится рабочее место (теперь это компьютерный стол, а, возможно, в скором времени новые мобильные технологии позволят человеку работать, «лежа на пляже»), иной становится организации труда персонала. Возникают новые модели управления персоналом в компаниях, относящихся к сфере цифровых технологий [4]. Оптимистичный взгляд основан на утверждении, что в ближайшее время роботы заменят человека в быту и на производстве, а труд человека превратится в увлекательное хобби. Проблема рабочих мест исчезнет, и жизнь человека, лишенная повседневной рутины и запретов, наложенных особенностями предшествующего индустриального общества, приобретет характер подлинной свободы. Информационная эпоха дарует благоденствие и процветание. Таков оптимистический взгляд.
    Однако есть пессимистический взгляд. Старая китайская мудрость предупреждает об опасности перемен. Современные фантасты предупреждают о «восстании роботов», превращении человека в часть машины или даже о деградации человека, лишенного возможности полноценно трудиться, напрягаясь физически и умственно. Среди подобных прогнозов наибольшего внимания для HR-специалистов заслуживает мнение, что автоматизация лишает человека рабочих мест. Таков ожидаемый футурошок [2].
    Необходимо взглянуть на достижения и проблемные точки системно, целостно, без крайностей оптимизма и пессимизма. Преимущество системного метода заключается в том, что он позволяет рассматривать объект во всех его внутренних взаимосвязях и в его соотношении с внешней средой. Системный метод позволяет избежать крайностей детерминизма. С этой точки зрения и рассмотрим проблему профессиональной миграции в современном постиндустриальном обществе.
    В наиболее передовых отраслях промышленности однотипные монотонные физические операции заменены роботами-манипуляторами. Труд, выполнявшийся десятками и сотнями рабочих на конвейере, теперь осуществляет один оператор, контролирующий сложный комплекс автоматических механизмов [5]. С уверенностью можно утверждать, что в ближайшее время труд рабочего будет заменен трудом работника (оператора) либо управляющего механизмами, либо контролирующего их работу.

    Список использованной литературы

    1. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2020.
    2. Захаров Н.Л., Перфильева М.Б., Пономаренко Б.Т. Управление настроем персонала организации. М.: Инфра-М, 2020.
    3. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures. London: Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 1998.
    4. Grenčikova A., Petrušusova, Sokol J. Vplyv industry 4.0 naposkytovanieslužieb v cetovnonruchu [The Impact of Industry 4.0 on Tourism Services] // The Impact of Industry 4.0 on Job Creation. Trenčín: Publishing House Alexander Dubček University in Trenčín, 2019. P. 74–80.
    5. Kaverina E.A., Chechulin A., Kozlova E., Shelonaev S.I. University-employer cooperation in teaching students of communications majors // Innovative and Creative Education and Technology International Conference. Badajoz, Spain: University of Extremadura, 2017. P. 142–145.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2