ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Критерии оценки качества оказания медицинских услуг
Criteria of Medical Services Quality Assessment
И.Е. Рыбальченко Ю.В. Чуянов |
|
I.E. Rybal’chenko Y.V. Chuyanov |
|
111639@mail.ru ot.markering2012@yandex.ru |
|
генеральный директор Государственного автономного учреждения «Гормедтехника», доктор экономических наук, доцент главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская стоматологическая поликлиника № 46 Департамента здравоохранения города Москвы» |
|
Director General, State Autonomous Institution Gormedtekhnika, Doctor of Economics, Associate Professor Head Physician, Moscow State Budgetary Healthcare Institution, Children’s Dental Clinic #46, Department of Health of the City of Moscow |
|
Москва Москва |
|
Moscow Moscow |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В современной экономике здравоохранения сложилась некоторая неопределенность и противоречивость в практическом употреблении понятия «качество медицинских услуг», что, в частности, проявляется при сравнении ситуации в России с ситуацией в странах с развитой рыночной экономикой, где проблема врачебных ошибок существует и регламентируется много лет. Особе внимание в статье обращено на подходы Всемирной организации здравоохранения, определяющие понятие «качество медицинских услуг», которые со временем существенно эволюционировали. Цель статьи – актуализировать данную проблему, сформировать понятийный аппарат ее исследования, разработать научные подходы к определению уровня качества медицинских услуг и на основе применения метода причинно-следственных связей и других сформировать стратегический вектор дальнейшего развития российской практики минимизации рисков медицинского вмешательства для пациентов, совершенствования ее законодательного обеспечения в этой сфере. |
|
In the modern healthcare economics there currently exists some uncertainty and controversy in the use of the concept of «medical services quality» which becomes quite evident in particular while comparing the situation in Russia with the relevant situation in the developed market economy countries wherein the clinical error problem does exist yet has been regulated for many years. Particular attention in the article is drawn to the World Health Organization approaches determining the concept of medical services quality which have substantially evolved over time. The purpose of the article is to update the issue under the study, to form a conceptual framework aimed at its further research, to develop scientific approaches to determining the level of medical services quality. The final objective is to create a strategic causal relationships linking based direction for further development of the Russian practices of minimizing risks of medical intervention and to improve legal regulation in this area. |
|
Обзор статьиПроблема качества медицинских услуг – одна из актуальных на уровне российского законодательства и дальнейшей ее теоретической проработки. Очевидно, что все медицинские услуги разнородны по своему качеству, которое может чисто теоретически варьироваться от ненадлежащего (нанесение вреда здоровью пациента некомпетентными действиями или отсутствие пользы для здоровья) до высочайшего (как достижения максимально возможного эффекта с достижением пациентом максимального возможного возраста). Как справедливо замечает Л.Т. Гибадуллина, «практически любая медицинская услуга в принципе обладает риском причинения вреда самим медицинским вмешательством» [5]. А Е.Е. Румянцева, характеризуя обстановку, предлагает ее рассматривать в категориях медико-демографического кризиса и выхода из него [10]. |
|
Список использованной литературы1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2901. 2. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 г. № 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года») // Собрание законодательства РФ. 2019. 19 августа. № 33. Ст. 4850. 3. Совместный доклад Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка «Предоставление качественных услуг здравоохранения: обязательное условие всеобщего охвата услугами здравоохранения на мировом уровне». Женева, 2019. 4. Вуйнович М. Безопасность пациентов: основной элемент качества здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения. Презентация доклада. 3 декабря 2018. 16 с. URL: http://roszdravnadzor.ru/i/upload/files/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE/03.12.2018/%D0%92%D1%83%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf (дата обращения: 12.12.2019). 5. Гибадуллина Л.Т. О проблеме правового статуса плода как пациента // Медицинское право. 2017. № 5. С. 19–24. 6. Лудупова Е.Ю. Врачебные ошибки. Литературный обзор // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 2. 7. Мисюлин С.С., Борисов Д.А. Качество медицинских услуг как категория частных (потребительских) предпочтений // Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». 2010. № S1. С. 31–32. 8. Мурашко М.А., Панин А.И. Резервы снижения смертности и увеличения продолжительности жизни (по материалам конференции «Медицина и качество-2018») // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 1. С. 4–24. 9. Растова Ю.И., Растов М.А. Риск-менеджмент. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 84 с. 10. Румянцева Е.Е. Мониторинг национальных систем здравоохранения // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 2. Т. 62. С. 92–99. 11. Румянцева Е.Е. Факторы медико-демографического кризиса в стране // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. 2004. № 4. С. 86–88. 12. Серегина И.Ф. Качество медицинской помощи как основа общественного здоровья // Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». 2010. № S1. С. 2–3. 13. Третьяков А.А., Сертакова О.В., Дудин М.Н. Государственное регулирование здравоохранения и качество медицинских услуг как составляющая социальной функции государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 72. С. 188–209. 14. Фоменко А.Г. Системы отчетности о медицинских ошибках и неблагоприятных событиях в здравоохранении – важнейший элемент укрепления безопасности пациентов // Медицинские новости. 2012. № 5. 15. Medical Tourism Index: [site]. URL: https://www.medicaltourismindex.com/overview/destination-ranking/ (дата обращения: 12.12.2019). 16. Wilson R.M., Runciman W.B., Gibberd R.W. [et al.]. The Quality in Australian Health Care Study // Med. Journal of Australia. 1995. Vol. 163. P. 458–471. |