ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Переориентация приоритетов при обеспечении безопасности в Арктической зоне Российской Федерации

Change of Priorities when Ensuring Security in Arctic Zone of Russian Federation



О.И. Пудовкина
В.Н. Соломонова
Т.М. Редькина
O.I. Pudovkina
V.N. Solomonova
T.M. Red’kina
sushima@mail.ru
solomvn@yahoo.com
tatjana_red@mail.ru
доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе, Российский государственный гидрометеорологический университет, кандидат экономических наук
доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе, Российский государственный гидрометеорологический университет, кандидат экономических наук
доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе, Российский государственный гидрометеорологический университет, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Innovation Management Technologies in State Sphere and Business, Russian State Hydrometeorological University, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Innovation Management Technologies in State Sphere and Business, Russian State Hydrometeorological University, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Innovation Management Technologies in State Sphere and Business, Russian State Hydrometeorological University, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Арктическая зона РФ
  • безопасность
  • стратегическое развитие
  • переориентация
  • развитие территории
  • расширение партнерских отношений
  • Keywords:

  • the Arctic zone of the Russian Federation
  • security
  • strategic development
  • reorientation
  • development of territory
  • partnership expansion
  • Актуальность статьи связана с необходимостью усиления роли Арктической зоны РФ в обеспечении безопасности страны. Авторы описывают меры по обеспечению безопасности со стороны государства в течение последних пяти лет в Арктической зоне РФ. Авторы считают, что конкретизация мер по обеспечению безопасности в Арктическом регионе должна быть направлена на развитие территории, а не на усиление политического или экономического влияния страны в мире. В статье обосновывается идея о том, что в складывающихся условиях хозяйствования необходима переориентация предпринимаемых усилий стратегического развития в Арктической зоне РФ с обеспечения безопасности как мер защитного характера на расширение партнерских отношений.

    The relevance of the research is determined by the need to increase the role of the Arctic zone of the Russian Federation in ensuring the national security. We describe the government’s measures to guaranteesecurity in the Arctic zone of the Russian Federation in the last five years. We believe that the specification of measures to provide security in the Arctic region should be targeted at the territory development but not at strengthening global political or economic influence. We substantiate the need in the reorientation of strategic development efforts under current economic situation from ensuring security as defense measures to expanding partnership.

    Обзор статьи

    Современное развитие Арктической зоны РФ в настоящее время базируется на комплексе нормативно-правовых положений [5; 8]. В конце декабря 2019 года истекает срок реализации ряда программных документов в этой области. К началу 2020 года должны быть опубликованы соответствующие законы и распоряжения на будущий период времени. Отметим в этой связи, что документы, срок действия которых истекает в конце 2019 года, характеризуются в целом системностью и связанностью развития территории с национальной безопасностью [10]. Отметим, что вопросы национальной безопасности являются комплексными, об этом было заявлено Президентом России В. Путиным на расширенном заседании Совета Безопасности «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности», которое проходило в апреле 2014 года [7]. Так, в частности, в источнике [7] отмечается, что в Арктике сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный.
    В мае 2016 года в ходе оперативного совещания по вопросам повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере соблюдения природоохранного законодательства субъектами недропользования в Арктической зоне, проводимого в Салехарде, генеральный прокурор РФ Ю. Чайка заявило создании в России единого банка данных экологических нарушений [2]. Этому заявлению, в частности, способствовало наличие многочисленных нарушений законодательства в сфере арктической экологии, допускаемых при недропользовании и проведении сопутствующих работ, использовании земель и их рекультивации, ликвидации накопленного ущерба прошлых лет, в том числе на хранилищах промышленных предприятий советского периода.
    Кроме того, была выявлена и такая проблема в Арктической зоне, как отсутствие эффективной системы управления отходами на территории. В связи с чем возникла необходимость в проведении инвентаризации и очистке загрязненных территорий от отходов производства и потребления на заброшенных объектах, а также на объектах военного назначения [2].
    В 2017 году Президентом России В. Путиным была озвучена инициатива об освоении Арктики на основе комплексности при соблюдении экологической и военной безопасности в процессе осуществления промышленной разработки [6].
    При этом в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в марте 2018 года [1] главой государства акцент был перенесен с производственных мощностей и природных ресурсов на человеческий потенциал, который должен возобновляться и саморазвиваться. Тем не менее, в [6] поддержка коренного населения Арктики посредством предоставления компенсаций предусматривалась при условии нарушения мероприятий по промышленному освоению территории. Таким образом, становится затруднительным выделение на территории Арктики приоритетных направлений развития. Следовательно, необходим комплексный подход к решению возникающих задач [9].
    Учитывая, что вопросы национальной безопасности рассматривались в совокупности стратегических документов по развитию Арктической зоны РФ как на период до 2020 года, так и в законопроектах на период до 2035 года, можно сделать вывод о возрастающей значимости российской Арктики в процессе обеспечения безопасности государства. Подтверждением этому являются мероприятия, проводимые Северным флотом, связанные с обеспечением безопасности за счет создания над российской частью Арктики «противовоздушного купола» [11]. При этом, уточним, что вопросы обеспечения безопасности связываются, прежде всего, с освоением и изучением Арктики, для чего становится необходимым создание в регионе военной инфраструктуры, которая должна быть сформирована за счет высокотехнологичных систем освещения, функционирующих в воздухе, на воде и под водой [11].

    Список использованной литературы

    1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/02/03/2018/5a9955859a79478422676e1b (дата обращения: 25.12.2019).
    2. В России будет создан единый банк данных экологических нарушений // Новости Тюмени: РБК: [сайт]. URL: https://t.rbc.ru/tyumen/freenews/574bd5049a7947250a63c262 (дата обращения: 25.12.2019).
    3. Гибридная война в Арктике // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности: [сайт]. URL: https://nic-pnb.ru/vojny-konflikty-voennoe-stroitelstvo/gibridnaya-vojna-v-arktike/ (дата обращения: 25.12.2019).
    4. Итоги Арктического совета. Оснований для конфликтов в Арктике нет, согласия – тоже // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6410078 (дата обращения: 25.12.2019).
    5. Пудовкина О.И., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Стратегия развития Арктической зоны России // Перспективы науки. 2018. № 3 (102). С. 70–73.
    6. Путин заявил о компенсациях коренному населению Арктики // Новости Тюмени: РБК: [сайт]. URL: https://t.rbc.ru/tyumen/14/12/2017/5a3279979a794774b0b602b8 (дата обращения: 25.12.2019).
    7. Путин: В Арктике сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592abbd9a794719538d25de (дата обращения: 25.12.2019).
    8. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Соломонова В.Н. Государственная политика Российской Федерации на территории Арктики // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 6 (96). С. 187–189.
    9. Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Особенности реализации политики обеспечения эколого-экономической безопасности // Развитие социокультурной и экономической деятельности в России: региональный аспект: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 162–167.
    10. Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Инновационная составляющая региональной стратегии адаптации к климатическим изменениям // Современные проблемы гидрометеорологии и устойчивого развития Российской Федерации: сб. тезисов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 688–689.
    11. Российские военные пообещали накрыть Арктику противовоздушным куполом // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/09/12/2019/5ded72ab9a7947f2adb6ad9c (дата обращения: 25.12.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2