ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка подхода к сегментации туристического рынка Северного Байкала

Developing Approach to Segmentation of Tourist Market of Northern Baikal



Е.В. Корчагина
Р.А. Шигнанова
E.V. Korchagina
R.A. Shignanova
elena.korchagina@mail.ru
Ulan-Ude
профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доктор экономических наук, доцент
маркетолог ООО РИГ «Улан-Удэ Реклама»
Professor, the High School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, Associate Professor
marketing specialist, “Ulan-Ude Reklama”
Санкт-Петербург
Улан-Удэ
St. Petersburg
Ulan-Ude

Ключевые слова:

  • туристическая дестинация
  • сегментация рынка
  • целевые сегменты
  • республика Бурятия
  • Северный Байкал
  • Keywords:

  • tourist destination
  • market segmentation
  • target segments
  • the Republic of Buryatia
  • Northern Baikal
  • В статье представлено описание направлений развития территории Северного Байкала как туристической дестинации. В целях развития туризма на Северном Байкале предложен оригинальный подход к сегментации туристического рынка. Выделены ключевые для региона туристические сегменты.

    We describe the development of Northern Baikal as a tourist destination. We suggest an original approach to tourist market segmentation to develop tourism in Northern Baikal. The priority tourist segments are distinguished.

    Обзор статьи

    Предметом нашего исследования является территория Северного Байкала как уникального туристического направления, которая занимает площадь 54 тыс. кв. км, входит в состав Республики Бурятия и включает в себя город республиканского значения Северобайкальск. Административный центр Северобайкальского района расположен в поселке Нижнеангарск.
    Северный Байкал обладает значительным туристическим потенциалом. Региональные власти Северного Байкала заинтересованы в туристическом векторе развития территории. Данный вектор развития с акцентом на экотуризм зафиксирован в федеральных [1; 2; 3; 4; 5] и региональных [6; 7] законодательных актах и обеспечен соответствующими механизмами финансирования.
    В Стратегии развития Республики Бурятия до 2035 года туризм назван одним из ключевых драйверов развития и базисом для создания сервисной экономики. Стратегия выделяет три основные задачи в сфере туризма: разработку концепции позиционирования как международного туристического центра на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского продукта Республики, развитие туристической инфраструктуры [7]. Все указанные задачи должны быть решены при минимизации ущерба для уникальной природной среды Байкала и прилегающих к нему территорий.
    Решение поставленных задач должно проводиться в два этапа. Первый этап (2019–2024 гг.) предполагает создание туристического кластера «На Великом Чайном пути» в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Кроме того, для продвижения Республики как туристической дестинации на внутреннем и внешнем рынках запланировано создание специального информационного туристского центра. Второй этап (2025–2035 гг.) ориентирован на развитие спектра туристических услуг, реализацию инновационных туристических проектов и расширение туристической инфраструктуры.
    Стратегия предусматривает изменение фокуса развития городов и районов республики Бурятия. Так, например, для г. Северобайкальска предусмотрено изменение ключевой специализации экономики с транспортной (как важного железнодорожного узла) на туристическую, а для Северобайкальского района – с добывающей (минеральное сырье) на туристическую. Среди важных туристических направлений региона в Стратегии выделены такие виды туризма, как экологический, оздоровительный, сельский, познавательный, культурный, паломнический, социальный, гастрономический и др. Однако наиболее приоритетным направлением назван экологический туризм.
    Стратегия предполагает строительство в г. Северобайкальске туристического визит-центра, горнолыжного комплекса, расширение гостиничной инфраструктуры, модернизацию производства по розливу Байкальской воды. В Северо-Байкальском районе планируется расширение туркомплексов в Хакусах, Солнечном, Талой, на Слюдянских озерах и близ источника Дзелинда. Кроме того, запланирована организация оригинальных минералогических туров с добычей золота. Таким образом, принимая во внимание туристический потенциал региона и стратегию его развития, мы можем быть уверены, что на этой территории необходимо создать сильный бренд и улучшить ее туристический имидж.
    В то же время необходимо учитывать, что стремительно растущий интерес отечественных и иностранных туристов к российским национальным курортам и значительным местам, подкрепленный агрессивной рекламой, часто приводит к хаотическому развитию потенциала российских туристических направлений [8]. Его результатом является не только социально-экономическое развитие территорий, но и ухудшение экологической ситуации, в частности, в районе озера Байкал.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р «Об утверждении концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона» // Журнал «Юрист компании»: [сайт]. URL: http://www.law.ru (дата обращения: 01.01.2020).
    6. Закон Республики Бурятия от 4 марта 2016 г. № 1639-V «О стратегическом планировании в Республике Бурятия». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 г. № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Корчагина Е.В., Шигнанова Р.А. Брендинг туристической дестинации как инструмент развития территории: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2019.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2