ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Реформа правового режима саморегулирования в строительной отрасли

Self-Regulation Legal Regime Reform in Construction Industry



Ю.И. Мхитарян
Y.I. Mkhitaryan
mkhitaryan@interecoms.ru
ректор Образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Международный институт качества бизнеса», Член Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке, Член Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, Член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук
Rector, the Private Educational Establishment «The International Business Quality Institute», Member of the Advisory Council of the RF State Duma Committee for Education and Science, Member of the Advisory Council of the RF State Duma Committee for Transport and Construction, Member of the RF Chamber of Commerce and Industry Council for Entrepreneurial and Professional Activity Self-Regulation, Member of International Informatization Academy, Doctor of Economics
Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • общегосударственная модель саморегулирования
  • правовые средства защиты потребителей, третьих лиц
  • законные интересы участников саморегулирования
  • задачи саморегулируемых организаций
  • Keywords:

  • federal model of self-regulation
  • consumers and third parties protection legal remedies
  • self-regulation stakeholders’ interests
  • the objectives of self-regulatory organizations
  • Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время в теории и практике регулирования в сфере предпринимательских отношений не разработаны нормы права, обеспечивающие развитие саморегулируемых организаций для достижения установленных стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации.
    Цель статьи – предложить новую общегосударственную модель приоритетного развития саморегулируемых организаций в строительной отрасли, выделить ключевые проблемы, раскрыть основополагающие правовые категории, систему норм права для реализации нового подхода к развитию института саморегулирования в строительной отрасли.
    Автором проведен анализ правового режима, проблем саморегулирования, действующей общегосударственной модели саморегулирования. В результате проведенного исследования сформулированы авторские предложения по реформированию системы саморегулирования в обязательной форме, предложена общегосударственная модель приоритетного развития строительной отрасли. Дана авторская трактовка фундаментальных правовых категорий, определяющих возможность реформирования саморегулирования в строительной отрасли.

    The relevance of the article stems from the fact that the contemporary theory and practices of regulation in the realm of business relationships demonstrate the need for introducing new legal norms that would ensure further development of self-regulatory organizations to achieve strategic objectives of social and economic growth of the Russian Federation.
    The purpose of the article is to propose a new federal priority development model for self-regulatory organizations in construction industry, to define key problematic issues, to describe fundamental legal categories, to highlight the system of legal provisions in order to ensure implementation of a new approach to the development of self-regulation institution in the construction industry.
    The author provides analysis of a legal regime along with self-regulation issues and existing federal self-regulation model. As a result of the evaluation the author’s own proposals are formulated herein as to make mandatory the reforming of self-regulation system with the federal model of priority development of construction industry being introduced. The author also provides his own interpretation of fundamental legal categories determining possibility of reforming self-regulation in construction industry.

    Обзор статьи

    К 2020 году в Российской Федерации существенно возросла потребность в новых подходах к регулированию предпринимательской деятельности, развитию экономики. Установленные стратегические цели социально-экономического развития и сложившиеся темпы роста экономики свидетельствуют о необходимости трансформации системы ценностей и совершенствовании механизмов саморегулирования [8; 10;11].
    Саморегуляция (саморегулирование) – важнейшее свойство живых субъектов и социально-экономических систем. Системе как совокупности частей, элементов для достижения определенных целей, задач необходима устойчивая взаимосвязь, которая обеспечивается на основе саморегуляции. Рассмотрению саморегулирования как важного направления регулирования предпринимательских отношений, систематизации норм права, определяющих государственную политику развития саморегулирования, было уделено большое внимание при подготовке базового Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [2].
    Как показывает анализ доклада Минэкономразвития России «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации», в развитии саморегулирования наблюдается стагнация, спад, системный кризис, что свидетельствует о сложностях, которые испытывает юридическая наука в выработке объективной методологии совершенствования норм права, регламентирующих отношения в сфере саморегулирования [9].
    В настоящее время в теории и практике регулирования предпринимательских отношений не разработаны нормы права, надлежаще обеспечивающие развитие саморегулируемых организаций для достижения установленных стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации. В Российской Федерации приняты две формы саморегулирования – добровольная и обязательная. В 2015 г. Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования основной целью формирования единой общегосударственной модели саморегулирования был принят переход от обязательного членства в саморегулируемых организациях к добровольному членству. Модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с целью изменения правового режима саморегулирования в строительной отрасли [7].
    В литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «модель». В данной статье, принимая во внимание множественность раскрытия содержания латинского понятия «modus», «modulus», рассматриваются наиболее существенные признаки, дающие представление о способе саморегулирования. Согласно ст.5 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство субъектов предпринимательской деятельности может быть добровольным или обязательным.
    Действующая общегосударственная модель саморегулирования в строительной отрасли построена на принципах регионализации (определяющей право деятельности саморегулируемой организации только в пределах субъекта Российской Федерации согласно юридическому адресу) и возмещении вреда приоритетного требования для участников саморегулирования – формирование компенсационных фондов (ст. 55.4 ГрК РФ) [6].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    2. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.08.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
    3. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
    4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 03.04.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
    5. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
    6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 04.03.2013 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017 г.). Ст. 1. П. 17 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
    7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации: Доклад Минэкономразвития России. 2019 // Совершенствование государственного управления: [сайт]. URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/document/default/view/554 (дата обращения: 09.11.2019).
    10. Мхитарян Ю.И. Стратегический аудит государственного регулирования как необходимое условие развития российской экономики // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. № 4. С. 9–20. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2019/419001.pdf (дата обращения: 09.11.2019).
    11. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в ХХI веке: монография. М.: Интерэкомс, 2017. 370 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2