ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Закономерности развития института завещательных распоряжений

Regularities of the Development of Testamentary Institution



Е.Н. Дидковская
E.N. Didkovskaya
confete@mail.ru
доцент кафедры гражданского права, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», кандидат юридических наук
Senior Lecturer, the Department of Civil Law Disciplines, the Hertzen State Pedagogical University of Russia, PhD in Law
Санкт-Петербург
St.-Petersburg

Ключевые слова:

  • наследственное право
  • завещательное распоряжение
  • формирование правового механизма исполнения завещательных распоряжений
  • Keywords:

  • inheritance law
  • testamentary disposition
  • ablishment of a legal mechanism of enforcing testamentary dispositions
  • В статье исследуется институт российского наследственного права, обладающий глубокими историческими корнями и обретающий в современных условиях новые особенности применения правового механизма. Прослеживается история формирования современного регулирования завещательного распоряжения и обосновываются закономерности его развития.

    The article examines the institution of Russian Inheritance Law that has deep historical roots and which has assumed new specifics in terms of implementation of legal mechanism. The paper traces the history of establishing contemporary testamentary disposition management and justifies regularities of its development.

    Обзор статьи

    Современное нормативное обеспечение в Российской Федерации наличия и реализации правового механизма исполнения завещательных распоряжений основано на Конституционных гарантиях охраны права частной собственности [1]. Однако на пути реализации завещательных распоряжений нередко возникают коллизии норм, сталкиваются интересы сторон наследственных правоотношений, а подчас возникает вопрос о неисполнимости судебных решений. Причина состоит в том, что, в отличие от права собственности, обладающего абсолютным характером, ни основанное на нём право наследования, ни производное от него право завещательного отказа присущими абсолютному праву свойствами защиты не обладают. Кроме того, сама реализация завещательного отказа ставится под условие от наступления обстоятельств, как названных в ст. 1138 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и вытекающих из неё. В применении общегражданских принципов диспозитивности и дозволительной направленности по отношению к завещательным распоряжениям имеет место важнейшая отличительная особенность завещательных распоряжений от всех иных сделок – лицо, изъявившее волю, к наступлению момента её исполнения не может лично повлиять на это исполнение.
    Закономерности сложившегося на данный момент нормативного регулирования завещательного распоряжения как правового института и специфических особенностей механизма его реализации следует искать в истории формирования и становления. Факультативный элемент наследования, представляющий собою восприятие имущественных прав и обязанностей наследодателя его наследниками, возникающий лишь в случае наследования по завещанию, наделялся разным объёмом юридического содержания в историческом контексте.
    Преодолев первобытные воззрения о необходимости покойному имущества в загробном мире, община стремилась к перераспределению наследственной массы с целью продолжения её использования в мире живых. По мере совершенствования хозяйствования и увеличения объёма имущества, пригодного к дальнейшему обращению после смерти обладателя, сформировался тезис о его родовой принадлежности. Названная трансформация немало способствовала как повышению эффективности хозяйствования, так и имущественному обособлению племенной принадлежности. В результате возникает потребность в регулировании наследования, первоначально посредством обычаев, а затем и традиций.
    Объективное развитие экономики, обусловившее переход от общинной к частной форме собственности, начавшееся в VII–V веках до н.э., вполне подготовило к V–IV векам условия совокупного наследственного правопреемства, чему способствовало развитие института ответственности, в наивысшей степени сказавшееся на завещательных распоряжениях в римском праве. Приобретение наследственным правопреемством характера имущественной и личной ответственности отграничило эру доминирования завещаний над наследованием по закону и одновременно сделало недопустимым их сочетание.
    Свобода завещательных распоряжений в Древнем Риме последовательно развивалась [10]. В частности, был установлен паритет свободы завещания и интересов наследников, что отразилось в праве реципиировавших Римское право народов.
    В отечественных источниках завещательное распоряжение применено в договоре 911 года князя Олега с греками, затем в Русской Правде. В Древней Руси практиковались и нормативно регулировались составление завещательных отказов, назначение душеприказчиков, послуживших прообразом средневековых духовных завещаний [4].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). Ст. 35. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Декрет ВЦИК от 22.05.1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. (с изм. от 02.02.1923 г.) «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Белицкая Н.А. Институт особых завещательных распоряжений в наследственном праве Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 87.
    5. Бутова Е.А., Гуфельд В.В., Пастухова Е.А. История возникновения наследственного права в РФ // Территория права: сб. науч. статей; отв. ред. В.Н. Сусликов. Курск: Университетская книга, 2015. С. 110–112.
    6. Вавин Н.Г. Завещательный отказ по русскому праву. М.: Кн. маг. И.К. Голубева, п/ф «Правоведение», 1915. 148 с.
    7. Дигесты Юстиниана. Ульпиан в 9-й книге «Комментариев к Сабину». М.: Статут, 2006.
    8. Кобчикова Е.В., Макаров Т.Г. Правовые проблемы реализации завещательного отказа // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 4. С. 411–416.
    9. О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах. Российское законодательство X–XX вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986.
    10. Римское частное право / колл. авторов; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: КНОРУС, 2016. Раздел VI.
    11. Слободян С.А. Наследственное право Киевской Руси // Наследственное право. 2009. № 4.
    12. Смирнов С.А. Владение наследством и его правовая квалификация // Нотариус. 2014. № 7. С. 27–31.
    13. Соборное уложение 1649 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.
    14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Gatchina – Russian History: [сайт]. URL: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedicdictionary/056/56085.htm (дата обращения: 05.01.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2