ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Элементы восточной деспотии в афинской государственности

Elements of Eastern Despotism in Athenian Statehood



Л.А. Голубева
А.Э. Черноков
L.A. Golubeva
A.E. Chernokov
golubeva.giefpt@yandex.ru
nio@gief.ru
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the State Law Disciplines Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
Associate Professor, the State Law Disciplines Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies. PhD in Law
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • антропология права
  • восточная деспотия
  • государственность
  • демократия
  • методология права
  • полис
  • Keywords:

  • anthropology of law
  • eastern despotism
  • statehood
  • democracy
  • legal methodology
  • polis (city-state)
  • В статье излагается проблематика возникновения и эволюции афинского полиса как феномена мировой культуры. С позиции социально-антропологического подхода к изучению государства и права выявлены факторы, обусловившие специфику афинской государственности.
    На основании проведенного исследования авторы формулируют конкретные элементы восточной деспотии, воплотившиеся в античной государственности, и делают вывод о том, что эти элементы оказали определённое воздействие на дальнейшую эволюцию Древней Эллады.

    The article focuses on problems of the emergence and evolution of the Athenian polis (city-state) as a phenomenon of the world culture. From the standpoint of the socio-anthropological approach to the study of state and law the authors identify the key factors that shaped the specific nature of the Athenian statehood.
    Based on the performed study the authors formulate specific elements of oriental despotism embodied in ancient statehood and conclude that these elements had a definite effect on the further evolution of Ancient Hellas.

    Обзор статьи

    В истории развития западной цивилизации афинское общество часто обозначается как основоположник европейского пути развития государственности, который характеризуется первичным становлением феномена права перед государством. В полярной оппозиции становления государственности находится восточный путь формирования государства. В то же время, любой тип государственности, присущий конкретному обществу, отягощается особенностями, которые могут быть отнесены как к западному, так и к восточному пути формирования государства. Представляется, что некоторые элементы восточного пути формирования государства могут быть выявлены в чертах афинского общества.
    Античное общество, сформировавшееся во II тысячелетии до н.э., существенно отличалось от господствовавшей в тот период восточной государственности. Последняя, выросшая из общинных структур, постепенно оторвалась от них и превратилась в жесткую политическую организацию, охватывавшую большие территории. Как констатирует известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночно-частнособственнического хозяйства, сыгравшего решающую роль в той социополитической мутации, которую пережила античная Греция» [2, с. 99]. Общими чертами восточного социума (безотносительно к конкретной стране) выступали:
    - патриархальность (господство натурального хозяйства);
    - коллективизм (хозяйственная деятельность была возможна при наличии сложных ирригационных систем, эксплуатация которых требовала усилий большого числа людей; отказ от поддержания такой системы грозил гибелью всему обществу, в том числе и его высшим слоям);
    - традиционность (незыблемость основ государственности и права, их постоянное воспроизводство, роль социальных регуляторов в обществе заключается в поддержании системы выживания, полностью игнорируя такие цели, как предоставление индивиду личной свободы);
    - религиозность (нацеленность личности на духовное самосовершенствование, что также предполагает отказ от цели личного обогащения и глубокого персонального развития личности по её свободному усмотрению);
    - пестрый социальный состав (наличие большого количества социально-профессиональных групп с особым статусом, каждая из которых призвана выполнять строго определённые функции, переход из одной социальной группы в другую строго ограничен)» [8, с. 98, 99].
    Существенную роль в формировании деспотических черт восточного социума сыграла культурная составляющая. Как верно полагают А.В. Костина и А.Я. Флиер, «культура (и традиционная в особенности) задает человеку и обществу строгие границы социального и культурного» [8, с. 98, 99].
    Взаимоотношения человека и власти в такой системе ценностей сводятся к тому, что социокультурная система общества, с одной стороны, жестко ограничивает и контролирует формы индивидуальной самоорганизации, но, с другой – предлагает законную возможность выйти за установленные ею рамки субординации и регламентации тем людям, которые готовы пожертвовать ради этого материальными благами и честолюбивыми амбициями, равно как и привязанностью к своим близким [13, с. 59].

    Список использованной литературы

    1. Алаев Л.Б. История Востока с древнейших времен до начала XX века. 2-е изд., испр. и доп. М.: URSS, 2014. 366 с.
    2. Васильев Л.C. История Востока: в 2 т. Т. I. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 722 с.
    3. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т. 1. Древний Восток и античность. М.: Высш. шк., 2007. 447 с.
    4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2012. 784 с.
    5. Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ.; под ред. М.В. Ильина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 576 с.
    6. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2011. 957 с.
    7. История древнего мира. Кн. 2. Расцвет древних обществ / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: ГРВЛ, 1989. 576 с.
    8. Костина А.В., Флиер А.Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. М.: Согласие, 2011. 540 с.
    9. Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: Крафт+, 2007. 231 с.
    10. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. 3-е изд. М.: Юрайт, 2014. 1006 с.
    11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в двух томах. Т. 1. М.: Эксмо, 2005–2006. 592 с.
    12. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2013. 811 с.
    13. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти / отв. ред. Н.А. Иванов. М.: Наука: Вост. лит., 1993. 392 с.
    14. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2004. 266 с.
    15. Хелд Д. Модели демократии / пер. с англ. М. Рудакова. 3-е изд. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2014. 544 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2