ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Новые и традиционные профессиональные выставки в сфере услуг кинотуризма

New and Traditional Professional Exhibitions in Cinema Tourism Services



А.В. Шраер
А.А. Сомова
A.V. Shraer
A.A. Somova
sharier@rambler.ru
somova.anna@mail.ru
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук
магистрант, программа «Сервисная экономика: международные рынки услуг», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
professor, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics
candidate for a Master’s degree, the program “Service Economy: International Services Markets”, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • киноиндустрия
  • кинотуризм
  • профессиональные выставки
  • киновыставка
  • кинофестиваль
  • рынок кинотуризма
  • Keywords:

  • film industry
  • cinema tourism
  • professional exhibitions
  • film exhibition
  • film festival
  • cinema tourism market
  • Кинотуризм как специфический вид туристской активности находится в поле внимания научных исследований, но вопросы, связанные с изучением выставочной деятельности в этой сфере мало представлены в научных публикациях. В статье рассматриваются вопросы развития кинотуризма, формирования кинолокаций и возможности использования ресурсов кинофестивалей и киновыставок как ресурса для повышения привлекательности дестинации на мировом рынке туризма; показаны особенности профессиональных выставок в сфере киноиндустрии, рассмотрены традиционные и новые форматы выставочной деятельности в киноиндустрии, приведены особенности крупных киновыставок с учетом зарубежного и отечественного опыта. Рассмотрена роль Кинокомиссий в системе организации киноиндустрии, описаны особенности Синепозиума как специфического формата профессиональной выставки в индустрии кино. На основе проведенного сравнительного анализа международной практики и российского опыта организации киновыставок делается вывод, что российский рынок кинофестивалей и киновставок становится все более привлекательным для зарубежных партнёров, что связано, в том числе, с его окончательной институционализацией.

    Cinema tourism as a specific kind of tourist activity represents a focus of scientific research, though it is barely covered in scientific publications. We consider problems of developing cinema tourism, forming cinema locations as well as possibilities of using the resources of film festivals and film exhibitions to increase the attractiveness of a tourist destination on the global market. We show characteristics of professional exhibitions in film industry and list the features of large exhibitions taking into consideration international and domestic experience. We consider the role of film commissions in the film industry system and describe the characteristics of Cineposium as a specific format of professional film exhibition. On the basis of comparative analysis of international practice and Russian experience in film exhibitions, we make a conclusion that Russian market of film festivals and exhibitions is becoming more attractive for foreign partners, which is connected with its definitive institutionalization.

    Обзор статьи

    Сегодня развитие кинотуризма становится одним из важных направлений формирования событийной привлекательности дестинации, кинотуризм признается движущей силой развития во многих странах и регионах. Кинолокации все активнее используются как ресурс для создания нового туристского продукта и социально-экономического развития территории. В исследование данной области туристской активности включены многие отечественные и зарубежные теории, изучение подходов этих авторов позволяет понять и описать место кинотуризма в развитии дестинации [1], оценить его роль в создании перспективных туристских продуктов [3], изучить эволюцию развития кинотуризма в современной бизнес-практике [11; 14]. Кинотуризм как специфический вид туристской активности сегодня находится в поле зрения довольно активных научных исследований, в то время как вопросы, связанные с изучением конгрессно-выставочной деятельности в этой сфере как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе остаются относительно малоизученными.
    Мы хотели бы остановиться на особенностях профессиональных выставок в сфере киноиндустрии как одном из относительно новых форматов событийной активности. В качестве ключевых направлений исследования взаимосвязи туризма, киноиндустрии и выставочной деятельности в дестинации называются, прежде всего, такие: необходимость распространения теоретических основ менеджмента на фестивальный и событийный туризм; адекватный учет влияния фестивалей на туризм и его особенности; изучение актуальности и проблем традиционных фестивалей и мероприятий в современную цифровую эпоху; междисциплинарное рассмотрение фестивалей, в том числе, в контексте событийной и выставочной деятельности в пределах отдельной территории [13].
    Как указывает С. Никольская, к традиционным разновидностям выставок кино можно отнести: показ киноплакатов; фотовыставки, а также выставки костюмов. При этом новой разновидностью экспозиции о кино в России являются выставочные проекты, посвящённые созданию конкретного фильма [5]. Так, в 2015 г. в Музее Востока в Москве прошла Выставка «Таможня дает добро. Киноистории в деталях», приуроченная к 45-летней годовщине выхода на экраны культового советского фильма «Белое солнце пустыни» [8]. Могут быть организованы и выставки, посвящённые тому или иному киноперсонажу. Например, в 2014 г. в Мультимедиа Арт Музее (г. Москва), прошла выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» [10], при этом данная выставка явилась российской версией передвижной экспозиции «Designing 007: Fifty Years of Bond Style», прошедшей в лондонском выставочном центре «Барбикан» в 2012 г. [12]. Если анализировать зарубежный опыт в вопросах организации и проведения конгрессно-выставочных мероприятий, можно сказать, что в мировой практике выставки индустрии кинематографа – это комплексный маркетинговый инструмент продвижения, презентации и показа фильмов ведущих кинокомпаний, заключение договоров на право кинопроката и, одновременно, продвижение дестинации, связанной с данным фильмом, персонажем, режиссёром. По данным Expomap, в мире ежегодно проводится более 160 регулярных выставок, объединяющих различные направления киноиндустрии. Наиболее масштабные и значимые выставки в странах Европы проходят в Германии (17 выставок), Италии (14 выставок), Франции (12 выставок). По доле рынка выставочной деятельности в сфере киноиндустрии лидерами являются: США – 47%, Германия – 11%, Италия – 9%, Франция – 8%, Великобритания – 7%, Россия – 6% [2].

    Список использованной литературы

    1. Вирт О.В., Карасев И.Е. Кинотуризм как перспективный вид культурно-познавательного туризма // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 4 (39). С. 176–177.
    2. Выставочный портал EXPOMAP. URL: http://www.expomap.ru (дата обращения: 23.10.2019).
    3. Джанджугазова Е.А., Христов Т.Т. Кинотуризм как основа формирования перспективных туристских продуктов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 2. С. 75–85.
    4. Кино-симпозиум Международной ассоциации кинокомиссий пройдет впервые в России // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/press/7801 (дата обращения: 23.10.2019).
    5. Никольская С. Новые разновидности отечественных выставок о кино // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сб. науч. трудов, посвященный Году российского кино. В 2 ч / А.Д. Евменов (отв. ред.). СПб., 2016. С. 89–93.
    6. Официальный сайт ВДНХ. URL: http://vdnh.ru/events/ekskursii/vystavka-o-tom-kak-sozdaetsya-kino-vam-i-ne-snilos-/ (дата обращения: 23.10.2019).
    7. Официальный сайт музея «Moving Image». URL: http://www.movingimage.us (дата обращения: 23.10.2019).
    8. Портал «Музей кино». URL: http://www.museikino.ru/media_center/vystavka-tamozhnya-dayet-dobro-kinoistorii-v-detalyakh/ (дата обращения: 23.10.2019).
    9. Портал World Expo. URL: https://worldexpo.pro/cinegearexpo (дата обращения: 23.10.2019).
    10. Портал РИА Новости. URL: https://ria.ru/20140610/1011539865.html (дата обращения: 23.10.2019).
    11. Connell J. Film tourism – Evolution, progress and prospects // Tourism Management. 2012. Vol. 33. Iss. 5. P. 1007–1029.
    12. Designing 007 – Fifty Years of Bond Style. Exhibition catalog. Ed.: Bron-wyn Cosgrave, Lindy Hemming, Neil McConnon. London, Barbican International Enterprises, 2012. URL: https://www.007.com/designing-007-fifty-years-of-bond-style-heads-to-spain
    13. Laing J. Festival and event tourism research: Current and future perspectives // Tourism Management Perspectives. 2018. Vol. 25. P. 165–168.
    14. Skinner J. Film-Induced Tourism // Tourism Management. 2019. Vol. 72. P. 415–416.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2