ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эффективность создания финансовой экосистемы в российских банках

The Efficiency of Creating Financial Ecosystem within Russian Banks



Н.П. Радковская
В.Е. Леонтьев
О.Е. Фомичева
N.P. Radkovskaya
V.E. Leontiev
O.E. Fomicheva
nprad2@gmail.com
vleontiev2@gmail.com
ofomichieva@bk.ru
профессор кафедры банков, финансовых институтов и страхования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
профессор кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Professor, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Professor, the Department of Corporate Finance and Business Assessment, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
PhD student, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, Saint-Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • финансовая партнерская экосистема
  • этапы создания экосистемы
  • модели организации экосистемы
  • финансовые показатели оценки эффективности экосистемы
  • стратегии развития экосистемы
  • Keywords:

  • financial partner ecosystem
  • stages of ecosystem creation
  • ecosystem organization models
  • financial indicators of ecosystem efficiency assessment
  • ecosystem development strategies
  • В статье рассматриваются вопросы организации процесса создания партнерской экосистемы в российских банках в условиях развития цифровых технологий. Авторами систематизированы ключевые элементы партнерских экосистем ведущих российских банков, обоснованы основные этапы построения экосистем и предложена система финансовых показателей оценки эффективности их функционирования.

    The article deals with the organization of the process of creating a partner ecosystem within Russian banks in the context of the development of digital technologies. The authors systematized the key elements of partner ecosystems of leading Russian banks, justified the main stages of ecosystem construction and proposed a system of financial indicators to assess the effectiveness of their functioning.

    Обзор статьи

    В условиях стремительного развития цифровых технологий концепция финансовой экосистемы доказала свои преимущества в сравнении с классическим банкингом. Посредством внедрения экосистемы в банковской сфере происходит усложнение форм организации бизнеса и партнерских взаимоотношений, что в итоге приводит к созданию новых способов совместного создания добавленной стоимости. В настоящее время согласно исследованиям консалтинговой компании «Accenture» [2], 88% банков в мире (9 из 10) ориентируются на создание различных моделей партнерских экосистем, включающих в себя совокупность финансовых и нефинансовых услуг, доступ к которым организован по принципу «одного окна».
    Процесс создания партнерской экосистемы достаточно многомерен и, по нашему мнению, должен включать следующие основные этапы:
    1. Определение целевой аудитории экосистемы.
    2. Выбор бизнес-модели экосистемы.
    3. Формирование механизма координации развития экосистемы.
    4. Оценка эффективности функционирования экосистемы.
    5. Выбор стратегии развития экосистемы.
    На этапе выбора целевой аудитории на различных сегментах рынка банк выделяет основные потребности клиентов, на которые он будет ориентироваться, и ведет подбор соответствующих элементов экосистемы, направленных на удовлетворение этих потребностей (табл. 1).
    В последующем банк комплектует элементы экосистемы и определяет круг своих партнеров, которые в рамках создаваемой экосистемы будут совместно с ним предоставлять финансовые и нефинансовые услуги и сервисы. Среди наиболее востребованных у клиентов направлений развития банковских экосистем, построенных на основе их целевых потребностей, выделяют следующие:
    ● экосистема для бизнеса;
    ● экосистема, построенная вокруг жилья и управления благосостоянием клиентов;
    ● экосистема, в основе которой находятся государственные услуги;
    ● экосистема, построенная вокруг средств передвижения (транспорта);
    ● экосистема для физических лиц (ритейл);
    ● экосистема для услуг, связанных со здоровьем клиентов.
    Первопроходцами и ориентирами для большинства российских банков, стремящихся создавать экосистемы, стали банки-лидеры: Сбербанк, Тинькофф Банк, Альфа-банк. Они активно приобретают доли в IT-компаниях или заключают партнерские соглашения для внедрения на собственных платформах различных небанковских сервисов. При этом происходит расширение спектра предоставляемых этими банками нефинансовых услуг за счет дополнительных элементов партнерской экосистемы, что значительно повышает лояльность уже существующих клиентов и увеличивает приток новых клиентов (табл. 2).

    Список использованной литературы

    1. Банковское обозрение. Е. Петров: Банковская экосистема. Банки строят вокруг своих брендов экосистемы в надежде избежать краха // Деловой Петербург: [сайт]. URL: https://www.dp.ru/a/2019/06/17/Bankovskaja_jekosistema/ (дата обращения: 17.09.2019).
    2. Исследование Accenture: 88% банков нацелены на создание партнерских экосистем и маркетплейсов // Портал о банках и финансовом секторе «NBJ.ru». URL: http://nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2019/09/11/issledovanie-accenture-88-bankov-natseleny-na-sozdanie-partnerskix-ekosistem-i-marketpleisov/ (дата обращения: 17.09.2019).
    3. Комиссии в расширенном составе // Банки.ру: [сайт]. URL: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10857321 (дата обращения: 17.09.2019).
    4. Орлова В.Г., Арутюнова Д.В., Чернобровкина Н.И. Перспективы развития экономики припортовых территорий России // Системный анализ в экономике – 2018: сб. трудов V Международ. науч.-практич.конф. – биеннале (21–23 ноября 2018) / под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. М.: Прометей, 2018. С. 115–118.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2