ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование ключевых принципов организации и развития городской среды

Forming Key Principles of Organization and Development of Urban Environment



В.М. Медведев
V.M. Medvedev
medvedev@loksys.ru
научный стажёр кафедры экономики труда, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
scientific apprentice, the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • принципы управления
  • системный подход
  • управление городской средой
  • устойчивое социально-экономическое развитие городского пространства
  • Keywords:

  • management principles
  • system approach
  • urban environment management
  • sustainable social and economic development of urban space
  • Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью использования современных подходов к формированию стратегических приоритетов повышения эффективности управления городской средой на базе четко обоснованной и логически выстроенной системы универсальных принципов.
    В статье широко раскрыта и методологически обоснована возможность применения системного подхода к унификации управленческого процесса в рамках формирования единых принципов организации и развития городской среды.
    Автором разработан и предложен к практическому использованию комплекс универсальных принципов организации и развития городской среды. Также обоснована возможность использования предлагаемой системы принципов к особенностям мегаполисов.

    The relevance of the research lies in the need to apply modern approaches to identifying strategic priorities of increasing the effectiveness of urban environment management based on substantiated and logical system of universal principles.
    We carry out a detailed study and prove the possibility to apply system approach to the unification of management process in the framework of developing common principles of urban environment organization and development.
    We develop and suggest for practical use a set of universal principles of urban environment organization and development. We also substantiate the possibility of applying the principles in question to specific characteristics of megapolis.

    Обзор статьи

    Городская среда в условиях урбанизации общественной жизни переживает существенные трансформационные изменения, что требует выработки новых форм и механизмов организации управления и ее последующего развития в интересах не только самих горожан, но и других целевых групп. Анализируя отечественные и зарубежные методические подходы относительно повышения эффективности управления городской средой в современных условиях, необходимо отдельное внимание уделить определению и последующей апробации базовых принципов организации и развития исследуемого объекта с учетом отсутствия однозначных методологических рекомендаций по характеристике городской среды как важной социально-экономической категории [6].
    При формировании принципов организации и развития городской среды необходимо учитывать классические представления менеджмента и современной теории управления, в основу которых положен ряд общенаучных принципов, куда необходимо отнести:
    ● принцип целенаправленности, связанный с необходимостью создания и поддержания оптимального баланса между формируемыми целевыми ориентирами субъекта управления и располагаемой ресурсной базой;
    ● принцип ответственности, предполагающий наличие ответственности субъекта управления за качество и актуальность принимаемых управленческих решений на различных уровнях иерархии соответствующей организационной структуры;
    ● принцип иерархичности, в основу которого положено четкое разделение прав и обязанностей в рамках организационной структуры субъекта управления относительно отдельных этапов управленческого процесса, что способствует повышению эффективности осуществляемых организационных изменений;
    ● принцип централизации и децентрализации, согласно которому в процессе управления необходимо использовать как инструменты коллегиального принятия управленческих решений, так и возможности отдельного лица (менеджера соответствующего уровня в общей иерархии) по реализации собственных решений в рамках осуществляемых полномочий;
    ● принцип стимулирования, в рамках которого необходимо использовать существующие формы и механизмы материального и нематериального стимулирования всех лиц, непосредственно участвующих в управлении выбранным субъектом, что оказывает позитивное воздействие на достигаемые результаты [4].
    Помимо вышеописанных постулатов теории управления, при формировании принципов организации и развития городской среды необходимо принимать во внимание экономические аспекты данного процесса. К экономическим принципам, которые оказывают влияние на состояние и развитие городской среды, следует отнести следующие позиции:
    1. Необходимость достижения экономической целесообразности – развитие городской среды не должно противоречить экономической целесообразности принимаемых управленческих решений. Исходя из этого, финансирование объектов инфраструктуры городской среды, их модернизация и перепрофилирование должно быть увязано с обоснованностью финансовых затрат и реальной необходимостью для конкретного городского пространства. При этом необходимо учитывать и возможность использования финансирования из различных источников, что, собственно говоря, и происходит в процессе распространения таких эффективных схем взаимовыгодного сотрудничества, как программы государственно-частного партнерства и корпоративной социальной ответственности ведущих предприятий и организаций, локализованных в соответствующей городской среде.

    Список использованной литературы

    1. Дмитриева Н.Н., Ипатова Т.М. Формирование комфортной городской среды как стратегическое направление развития проекта «ЖКХ и городская среда» // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 1 (32). С. 95-98.
    2. Интернет-портал национального проекта «Жильё и городская среда». URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 24.10.19).
    3. Крупкин А.В., Городнова Н.В. Факторный анализ системы управления проектами концепции «Smart City» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 3 (360). С. 396-410.
    4. Меркулов В.В., Шемякина Т.Ю. Управление инновационным развитием городских территорий // Управление. 2018. Т. 6. № 2. С. 10–13.
    5. Обзор практики применения механизмов государственно-частного партнерства для создания инфраструктуры «умных городов» // Национальный центр государственно-частного партнерства: [сайт]. URL: http://pppcenter.ru/assets/files/10122018.pdf (дата обращения: 24.10.19).
    6. Табурчак П.П., Зелезинский А.Л. Современные тенденции и принципы управления организациями // Экономический вектор. 2016. № 4 (7). С. 62–64.
    7. Уляева А.Г. Формирование системы управления городской агломерацией на основе принципов корпоративного и административного управления // Молодой ученый. 2016. № 5-4 (109). С. 38–41.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2