ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Использование технологий дополненной реальности в российском ритейле

The Use of Augmented Reality Technologies in Russian Retail Business



Е.В. Корчагина
Т.А. Новикова
А.С. Тельнова
E.V. Korchagina
T.A. Novikova
A.S. Tel’nova
elena.korchagina@mail.ru
t-novikova1290@yandex.ru
nastenkatelnova@gmail.com
профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доктор экономических наук, доцент
менеджер, ООО «Охота и рыбалка»
менеджер, ООО «СтопЭкспресс»
Professor, the High School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, Associate Professor
Manager, OOO Ohota i Rybalka
Manager, OOO StopExpress
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • торговое предприятие
  • дополненная реальность
  • инновации
  • ритейл
  • потребительский запрос
  • потребительская вовлеченность
  • потребительская лояльность
  • Keywords:

  • trading enterprise
  • augmented reality
  • innovations
  • retail
  • consumer request
  • consumer involvement
  • consumer loyalty
  • Статья посвящена анализу опыта использования технологий дополненной реальности розничными торговыми предприятиями, работающими в России. Описаны позитивные эффекты использования данных технологий, основными среди которых являются повышение интереса и вовлеченности покупателя в процесс покупки, проверка степени соответствия продукта конкретному покупательскому запросу, рост покупательской удовлетворенности и лояльности. Сделаны выводы о перспективах развития технологий дополненной реальности в российском ритейле.

    The article deals with the analysis of the use of augmented reality technologies by retailers in Russia with positive effects of the use of these technologies being described in the context of increasing the buyer’s interest and involvement into the process of purchasing, checking the product’s conformity with certain buyer’s request and the growth of the buyer’s satisfaction and loyalty.
    The authors come to the conclusion about perspectives of further development of augmented reality technologies in Russian retail business.

    Обзор статьи

    Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR) – это технология, позволяющая включить в область человеческого восприятия окружающей реальности дополнительные виртуальные элементы. Дополненная реальность отличается от виртуальной, поскольку последняя представляет собой полностью искусственно созданный цифровой мир [2]. Дополненная реальность предполагает проецирование виртуальных объектов на реальное окружение. Таким образом, в отличие от виртуальной реальности, при использовании дополненной человек остается в окружающем пространстве, но его опыт расширяется за счет добавления виртуальных компонентов.
    Технологии дополненной реальности имеют большой коммерческий потенциал. Наибольшую популярность они получили в таких сферах, как отдых и развлечения, ритейл, логистика и обучение. Основным направлением использования технологий дополненной реальности в ритейле является дополнение окружающей реальности изображениями товаров, предлагаемых к продаже. Поскольку российский розничный рынок отстает от мирового с точки зрения внедрения данных технологий примерно на два – три года, их ожидает стремительный рост популярности в ближайшее время [3]. Так, например, Дмитрий Медведев, директор по маркетингу сети «Перекресток», утверждает, что сейчас говорить о каком-то заметном влиянии дополненной реальности на предприятия российской розничной торговли еще рано, но через небольшой период времени они станут более популярны [6].
    В данной статье мы рассмотрим сферу ритейла как область для внедрения дополненной реальности. Ритейл – динамичная сфера бизнеса, которая быстро перенимает все новые тенденции и остро реагирует на потребности общества. Цель настоящей статьи состоит в анализе опыта использования технологий дополненной реальности розничными торговыми предприятиями, работающими в России. Одной из первых технологии дополненной реальности стала внедрять компания «IKEA». Она предлагает своим клиентам не просто выбрать мебель через каталог онлайн, а расставить ее в своей комнате с помощью специального приложения-каталога.
    Пример «IKEA» показывает, что позитивные эмоции, которые приносит дополненная реальность, оказывают на покупателя положительное влияние. Основными положительными эффектами являются повышение интереса и вовлеченности покупателя в процесс покупки, проверка степени соответствия продукта конкретному покупательскому запросу. Таким образом, повышается уровень спонтанных импульсных покупок. Также использование технологий дополненной реальности стимулирует рост покупательской удовлетворенности и лояльности, что приводит к увеличению конкурентоспособности использующих их торговых организаций. Поэтому все большее количество торговых компаний начинают внедрять данные технологии.
    Другим положительным примером использования технологий дополненной реальности стала компания «М-Видео», которая недавно запустила специальный проект, создав приложение для более удобного поиска товаров. Виртуальный гид по магазину «M.Go» – так назвали это приложение – должен помочь клиентам сразу находить нужный им сектор или сам товар. Работает приложение следующим образом: приходя в магазин, покупатель видит на полу наклейку с QR-кодом. Отсканировав ее, он может скачать приложение, которое позже покажет ему дорогу до нужного отдела. Пока данное приложение действует всего в 10 магазинах Москвы. Разработчики считают, что его внедрение поможет покупателям быстрее сориентироваться в магазине и, таким образом, потратить меньше времени на поиски нужного отдела или товара [5].

    Список использованной литературы

    1. «AR Door» разработало примерочную для «Topshop» на основе дополненной реальности // Sostav.ru: новости рекламы и маркетинга: [сайт]. URL: https://www.sostav.ru/news/2011/05/10/cod14/ (дата обращения: 12.10.2019).
    2. Алексанова Л.В. Технология дополненной реальности как часть социальной коммуникации // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы II Всероссийской студенческой науч.-практич. конф. с международным участием. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. С. 38–40.
    3. Анализ рынка дополненной реальности в России: отрасль только формируется. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae30ebbbce67e5cd9f4c64a/analiz-rynka-dopolnennoi-realnosti-v-rossii-otrasl-tolko-formiruetsia-5d7b4ff95d63623ee7a17d0a (дата обращения: 12.10.2019).
    4. Лента запускает игру дополненной реальности для покупателей // Retail & Loyalty: журнал о рознице и инновациях в онлайн ритейле: [сайт]. URL: https://www.retail-loyalty.org/news/lenta-zapuskaet-igru-dopolnennoy-realnosti-dlya-pokupateley/ (дата обращения: 12.10.2019).
    5. «М-Видео» дополнит реальность своих магазинов // Бизнес.Ру: [сайт]. URL: https://www.business.ru/news/7594-mvideo-dopolnit-realnost-svoih-magazinov (дата обращения: 12.10.2019).
    6. Розница с дополненной реальностью // Коммерсантъ: [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3414050 (дата обращения: 12.10.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2