ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Процесс тарифного регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области в условиях цифровизации

Tariff Regulation of Housing Sector in Leningrad Region in Digital Environment



А.А. Копков
A.A. Kopkov
kopkov.anton@yandex.ru
специалист 1-ой категории, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
1-st category specialist on tariffs and pricing policy in Leningrad region
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • тариф
  • законодательство
  • регулятор
  • жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
  • единая информационно-аналитическая система (ЕИАС)
  • электронная цифровая подпись (ЭЦП)
  • ЛенРТК
  • Keywords:

  • tariff
  • legislation
  • regulator
  • housing sector
  • unifies information management system
  • electron digital signature (EDS)
  • LenRTK
  • В данной статье рассмотрены отдельные индикаторы, которые позволяют реализовать цифровизацию в сфере тарифного регулирования. Одним из них является достижение значительного снижения издержек взаимодействия бизнеса и государства. На региональном, и на федеральном уровнях уже реализован ряд проектов по автоматизации процесса тарифного регулирования и перевода взаимодействия органов власти и регулируемых организаций в цифровое пространство. Автор обосновывает идею о том, что существует значительный потенциал в части налаживания межведомственного информационного взаимодействия в рамках процесса по установлению тарифов и полного перехода на электронный документооборот.

    The article examines certain indicators which enable applying digitalization procedure in the field of tariff regulation, one whereof deals with considerable costs reduction in the field of cooperation between business and State. It is highlighted that at the regional and federal levels a number of projects have already been implemented to ensure automation of tariff regulation process as well as to promote digitalization in the realm of cooperation between public authorities and business entities under regulation. The author justifies the idea that there exist a considerable potential in terms of establishing inter-ministerial information cooperation in the framework of setting tariffs and switch to electronic workflow.

    Обзор статьи

    В настоящее время в России тарифное (ценовое) регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в соответствии с отдельными нормативными актами в различных сферах деятельности: Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [1; 2; 3], а также иными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и ФАС России.
    Регулирование тарифов осуществляется на федеральном и региональном уровнях в зависимости от сферы деятельности. Региональные органы исполнительной власти устанавливают тарифы на услуги ЖКХ, в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, услуги пригородного железнодорожного транспорта. При этом на федеральном уровне устанавливаются предельные значения индексов изменения тарифов в целом на услуги ЖКХ в среднем по региону, тем самым ограничивая рост стоимости услуг ЖКХ для населения.
    Ежегодно в рамках предложения об установлении тарифа регулируемые организации представляют большой объем информации по расчету тарифов на основе прогноза расходов организации и обосновывающие материалы, подтверждающие заявленный уровень расходов, в регулирующий орган Ленинградской области, которым является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) [6].
    В рамках процедуры по установлению тарифов в сфере ЖКХ регулятор проводит анализ деятельности регулируемой организации, в частности оценивает экономическую обоснованность затрат, возмещение которых планируется за счет тарифа. Анализ осуществляется на основе материалов, представляемых регулируемой организацией при подаче предложения об установлении тарифа.
    При этом зачастую материалы представляются полностью или частично в бумажном виде.
    Так, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения предложение помимо заявления и расчета тарифа на основе прогноза расходов и объема оказываемых услуг должно включать:
    ● копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности;
    ● копии решений об утверждении учетной политики с приложениями;
    ● бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятия;
    ● производственную и инвестиционную программу;
    ● документы, подтверждающие проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг);
    ● перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности;
    ● расчет дополнительно полученных доходов, недополученных доходов и/или понесенных расходов, не учтенных в предыдущем периоде регулирования;
    ● материалы, обосновывающие возникновение экономии средств и отсутствие нарушений требований инвестиционной или производственной программ при возникновении экономии средств;
    ● копии договоров о поставке сырья, материалов, топлива и других ресурсов, аренде, выполнении работ, оказании услуг.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 02.08.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. 31 марта. № 13. Ст. 1177.
    2. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ред. от 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. 2 августа. № 31. Ст. 4159.
    3. Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. 12 декабря. № 50. Ст. 7358.
    4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
    5. Бюллетень Аналитического центра при Правительстве РФ. 2018. 24 декабря. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20260.pdf (дата обращения: 21.09.2019).
    6. Официальный сайт Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.URL: http://tarif.lenobl.ru/ (дата обращения: 21.09.2019).
    7. Сайт группы компаний «Астрал». URL: https://astral.ru/products/elektronnaya-podpis/cena/ (дата обращения: 21.09.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2