ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Метод упорядочивания целей на основе априорной информации как ключевой элемент оценки эффективности государственных программ

Method of Target Ranking Based on A Priori Information as Key Element of Assessing State Programs Efficiency



А.Л. Клочкова
О.Б. Черненко
A.L. Klochkova
O.B. Chernenko
klochkova_alexa86@mail.ru
obch2911@yandex.ru
старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исправительного права, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
профессор кафедры государственного, муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доктор экономических наук
senior teacher, the Department of Criminal and Correctional Law, Rostov State University of Economics
Professor, the Department of State Municipal Administration and Economic Security, Rostov State University of Economics, Doctor of Economics
Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону
Rostov-on-Don
Rostov-on-Don

Ключевые слова:

  • регион
  • развитие
  • государственные программы
  • программно-целевой подход
  • эффективность
  • результативность
  • целевые индикаторы
  • критерии
  • Keywords:

  • region
  • development
  • government programs
  • special program approach
  • efficiency
  • effectiveness
  • target indicators
  • criteria
  • В статье рассматриваются вопросы определения эффективности реализации государственных программ как на федеральном, так и на региональном уровне. По результатам исследований обоснована актуальность использования унифицированного метода оценки эффективности государственных программ, основу которого представляет упорядочивание целей на основе априорной информации. Использование данного метода позволит не только определить эффективность и результативность программных мероприятий и программ в целом, но и послужит механизмом интерпретации недостигнутых показателей и индикаторов.

    We look at the issues of determining the effectiveness of state programs implementation both at federal and regional levels. Using the research results, we substantiate the relevance of the unified method of assessing the effectiveness of state programs relying on target ranking based on a priori information. The application of the method in question will not only determine the effectiveness and efficiency of program activities and programs, but also serve as a mechanism for interpreting unachieved objects and indicators.

    Обзор статьи

    Использование программно-целевого подхода при формировании региональных государственных программ предполагает определение уровня достижения стратегических показателей, определенных в программных документах, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств, в связи с чем государственные программы любого уровня представляют собой один из рычагов государственной политики в области социально-экономического развития.
    Важность реализации приоритетных направлений государственной политики и повышения стратегической значимости программных документов, особенно на региональном уровне, обуславливает необходимость разработки единого механизма определения эффективности программных мероприятий и программ в целом, поскольку в настоящее время не существует метода, который позволяет оценить вклад именно государственных программ субъектов РФ в повышение уровня их социально-экономического развития.
    Исследования вопросов эффективности программных документов проводили многие ученые, среди которых Н.Ф. Аляутдинов, С.В. Барулин, А.И. Галкин, Д.В. Гашко, О.А. Давыдова, Е.И. Добролюбова, О.Т. Ергунова, В.С. Кусмарцева, О.А. Кирпичёва, А.В. Кожевников, Д.С. Львов, Д.Г. Мюллер, С.В. Никифорова, В.В. Новожилов, Л. Падилья Сароса, И.А. Парамонов, А.А. Пержу (Абрамова), Ю.А. Перминова, С.А. Пономарева, Е.А. Потапкина, И.И. Савельев, З.Р. Сагитова, Т.Н. Сильвестрова, Е.А. Степанова, Р.И. Ушаков, К.О. Тархановский, Т.С. Хачатурова, М.Е. Чичелов, Е.И. Шаюк, С.В. Шманев, Е.В. Ялунери др.
    Взгляды экономистов по основным моментам определения эффективности реализации программ во многом разнятся. Некоторые из них делают акцент на использовании динамических рядов для определения изменения показателей и целевых индикаторов на протяжении сроков реализации государственной программы. Определенное число авторов используют относительные показатели, в основном отношение затрат бюджета к полученному результату (Л. Падилья Сароса и М.Е. Чичелов, Т.Н. Сильвестрова). Интересен подход к определению эффективности государственных программ Тархановского, основная идея которого исходит из того, что эффективность бюджетных средств должна определяться в увязке результатов и необходимых для их получения расходов, то есть на этапе формирования самих программных документов, и выделение бюджетных средств на их исполнение уже должно производиться с учетом планируемого эффекта.
    В статье 34 Бюджетного Кодекса прописан принцип эффективности, согласно которому данный принцип реализуется при достижении наилучших результатов «с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» [1]. То есть Бюджетный кодекс разделяет «экономность (экономичность)» и «результативность». Согласно положениям указанной статьи экономность отличается от результативности уровнем достижения плановых показателей (результатов): экономность заключается в достижении плановых показателей при наименьшем использовании бюджетных средств, а результативность – достижение наилучшего результата (превышение планового значения) с использованием определенной суммы бюджетных средств.

    Список использованной литературы

    1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    3. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. № 582 (ред. от 15.03.2017 г.) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Постановление Правительства Астраханской области от 24.03.2014 г. № 80-П (ред. от 04.02.2019 г.) «О Порядке разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ на территории Астраханской области». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Долятовский В.А., Долятовский В.Н. Исследование систем управления. Ростов-на-Дону, 2002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2