ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Моделирование ценности сервисов информационных технологий для бизнеса

Modelling of Value of IT Services for Business



О.П. Ильина
М.И. Барабанова
O.P. Ilyin
M.I. Barabanova
mibar@mail.ru
mibar@mail.ru
доцент кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Informatics, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
senior lecturer, the Department of Informatics, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информационные технологии (ИТ)
  • ИТ-сервис
  • ИТ-инфраструктурный сервис
  • бизнес
  • эффективность бизнеса в сфере ИТ
  • моделирование
  • ценность сервисов ИТ
  • Keywords:

  • information technologies (IT)
  • IT-service
  • IT-infrastructure service
  • business
  • business performance in IT
  • modelling
  • value of services in IT
  • Актуальность исследования обосновывается оценкой эффективности реализации сервисов информационных технологий (ИТ), их ценности с точки зрения эффективности бизнеса, а также проблемы выбора состава и количества/интенсивности потребления сервисов ИТ и др. Поиск рационального обеспечения бизнес-эффекта от применения сервисов ИТ осуществляется с учетом затрат на их приобретение и эксплуатацию, рисков по достижению бизнес-эффекта, качества, количества, уровня доступности и непрерывности сервисов ИТ.
    В статье проводится анализ ситуации в области финансовых результатов деятельности, организации процессов деятельности, отношений с клиентами, перспектив роста и развития бизнеса, который позволяет выявить так называемые драйверы и дать оценку силы их влияния, а также сформулировать проблемы и способы их разрешения, представить бизнес-цели и стратегию деятельности. При формулировании бизнес-целей учитываются концепции (методики, подходы и проч.) и реально существующие ограничения по их достижению.

    The assessment of effectiveness of IT services, their value from the point of view of business performance, the problems of selecting the range of services, the amount and intensity of their consumption, etc., determine the relevance of the research. The optimal business effect of IT services is secured by considering the costs of their purchasing and application, business risks, quality, quantity, the degree of availability as well as consistency of IT services.
    We carry out the analysis of financial results, process management, customer relations, prospects of business growth and development to reveal so-called drivers and assess their influence as well as distinguish problems and find ways to solve them, present the business goal and the strategy to achieve it. When determining the goals we take into consideration concepts (methods, approaches, etc.) and actual circumstances preventing their application.

    Обзор статьи

    Ценность сервисов ИТ проявляется при реализации бизнес-целей и задач, для которых сервисы рассматриваются как критические факторы успеха. Задача выбора сервисов ИТ и поддержка бизнес-целей решается эвристическим методом с привлечением моделей архитектуры и оптимизационной задачи линейного программирования.
    Модель взаимосвязи сервисов ИТв условиях автоматизации управленческой и производственной деятельности представлена на языке Archimate (рис. 1). «С построения мотивационной модели Arcimate начинается разработка архитектурных моделей предприятия» [4].
    Результатом деятельности предприятия является т.н. «Продукт», объединяющий бизнес-сервис и подтверждающий правовую ответственность производителя контракта. Потребителями продуктов являются внешние пользователи (контрагенты), которые играют роль «клиента/заказчика», используя интерфейс для доступа к бизнес-сервису и продукту. Бизнес-сервисы создаются в результате выполнения бизнес-процессов, которые находятся под функциональным управлением с использованием информационных технологий, поддерживаемых ИТ-сервисами. «Стандарт OSIMM используют для того, чтобы определить, какие организационные характеристики являются необходимыми для достижения нового уровня завершенности» [1].
    Информационные технологии создаются в результате выполнения программных компонентов, обеспечивающих функции обработки данных. Для функционирования программ и данных необходима ИТ-инфраструктура – совокупность узлов, объединенных в сеть, для реализации вычислительной системы и системного программного обеспечения, физического хранения программ и данных. «Если обе системы придерживаются одинаковых стандартов, то контент, созданный в LCMS, может быть просто перемещен в LMS на уровне учебных объектов»[2].
    Связь «бизнес-сервис» – «ИТ-сервис» – «ИТ-инфраструктурный сервис» – парадигма сервис-ориентированной архитектуры (СОА) современных информационных систем, ориентированных на выполнение бизнес-требований и обеспечение эффективной реализации сервисов ИТ. Существует многообразие способов реализации сервисов ИТ (сервисы ИТ – собственность предприятия, они предоставлены в аренду, т.н. аутсорсинг, комбинация способов реализации сервисов ИТ).

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 16680-2015 «Информационные технологии (ИТ). Модель завершенности интеграции сервисов консорциума OpenGroup (OSIMM)». Утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2015 г. № 463-ст // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200121067
    2. Азаров В.Н., Грауле А.О., Добров Г.А., Мизгинова М.А. Современные тенденции электронно-дистанционных образовательных сред: классификация, требования, состав // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 4. С. 9–17.
    3. Бажанова С.В., Горина Е.В. Использование сервисного подхода в управлении ИТ-службой предприятия // XLIII Огаревские чтения: материалы науч. конф. В 3 ч. Саранск, 2015. С. 303–307.
    4. Ильина О.П. Анализ мотивационной модели архитектуры предприятия // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: сб. трудов науч. конференции (СПб., 1 марта – 30 апреля 2016 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 209–211.
    6. Свободный ITIL // Информационный портал «YesSoft group». URL: http://wikiitil.ru/books/2015_Free_ITIL.pdf/ (дата обращения: 27.09.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2