ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

Digital Technologies Application in Collaboration of Customs and Taxation Bodies During Customs Control after Release of Goods



Е.В. Жеребен
Н.Г. Липатова
E.V. Zhereben
N.G. Lipatova
ev.zhereben@customs-academy.ru
nadya_lipatova@mail.ru
младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Российской таможенной академии
директор научно-исследовательского института – ведущий научный сотрудник, Российская таможенная академия, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
A researcher, the Research Institute of Russian Customs Academy
Head of the Research Institute, Leading Researcher, Russian Customs Academy, PhD in Technical Sciences
Люберцы
Люберцы
Lubertsy
Lubertsy

Ключевые слова:

  • цифровые технологии
  • федеральные органы исполнительной власти
  • межведомственное взаимодействие
  • таможенные органы
  • налоговые органы
  • таможенный контроль
  • внешняя торговля
  • Keywords:

  • digital technologies
  • federal executive authorities
  • inter-ministerial collaboration
  • customs authorities
  • taxation authorities
  • customs control
  • foreign trade
  • В статье проанализировано современное состояние цифровизации в деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на примере сотрудничества таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ). Показано, что в современных условиях глобализации мировой торговли внедрение цифровых технологий является одним из определяющих факторов экономического развития государств. Внедрение цифровых технологий в деятельность ФОИВ обеспечит более эффективное выполнение ими своих компетенций, это обуславливает актуальность темы исследования. Для обозначения роли информации в совместной деятельности государственных органов представлены концептуальные положения взаимодействия таможенных и налоговых органов при ТКПВТ, определены основные принципы такого взаимодействия. С целью выявления и пресечения схем уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, обеспечения полноты собираемости и своевременности поступления налоговых платежей в бюджет в качестве перспективных направлений развития межведомственного взаимодействия в статье рассмотрен процесс интеграции информационных систем и информационных ресурсов Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России), предложено создание единого механизма прослеживаемости за движением товарных и финансовых потоков при внешнеторговых операциях. Сформулированы и систематизированы основные факторы, влияющие на реализацию процесса цифровизации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

    The article provides analysis of the current state of digitalization processes that occur within federal executive authorities based as an example on customs and taxation bodies activities while performing customs control after the goods are released. It is well demonstrated that in today's world trade globalization environment the implementation of digital technologies is one of the key determining factors of economic growth and development of States. The introduction of digital technologies into federal executive bodies’s activities is due to promote a better performing of their competencies and by thus substantiate the relevance of the study. In order to define the role of information in joint activities performed by the state bodies the authors present conceptual provisions of collaboration between customs and taxation bodies in the course of carrying out customs control after the release of goods and determine the key principles of such collaboration.
    With a view to detect and response customs tax and duties avoidance schemes as well as to ensure completeness and timeliness of revenues into the federal budget the authors focus on such perspective lines of further development of inter-ministerial collaboration as integration of information systems and information resources of Federal Customs Service and Federal Taxation Service as well as creation of a single mechanism of tracking trade and financial flows in foreign trade operations. Particular attention is given to the formulating and classifying of major factors affecting implementation of digitalization process with regard to collaboration of customs and taxation authorities in the course of performing customs control after the release of goods.

    Обзор статьи

    I. Введение
    Последнее десятилетие особенно ярко демонстрирует глобальные изменения в мировом экономическом сообществе. Появляется все больше процессов, которые принципиально по-новому влияют на развитие государств. К одним из таких процессов, без сомнения, можно отнести использование цифровых технологий во всех сферах общественных отношений. Понятие «цифровые технологии» связано с особым методом кодирования и передачи информации [6]. Однако при употреблении этого термина зачастую имеется ввиду всё самое передовое и инновационное. С помощью новейших технологий появляются более широкие возможности для изменений в экономической и социальной сферах.
    Стремительное распространение и проникновение цифровых технологий во все области общественной жизни привело к появлению такого понятия, как «цифровая экономика», наделенного рядом характерных черт: значимость интеллектуальных ресурсов, преимущество интернета перед другими средствами коммуникации и инструментами поиска, ценность информации как полноценного экономического ресурса.
    Стоит отметить, что единообразного подхода к определению цифровой экономики ни в практике зарубежных стран, ни в российской практике не сложилось (табл. 1). В большинстве случаев, когда речь идет о цифровой экономике, упоминаются либо определенные информационные технологии, либо направления их влияния на экономику и общественную жизнь [16].
    Одной из движущих сил мировой хозяйственный системы, обеспечивающей экономическое развитие государств, является международная торговля. Высокий уровень конкуренции в международной торговой деятельности обусловливает необходимость таких изменений в государственной таможенной политике, как переход от оперативного контроля в процессе проведения таможенных операций к таможенному контролю после выпуска товаров. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) стало одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы России до 2020 г. [1]. В эпоху активного внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни эффективное решение этой задачи может быть основано на применении новейших цифровых технологий в таможенном деле.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18. Ч. IV. Ст. 2220.
    2. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 21.01.2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 г. «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
    6. Винер Н. Кибернетика // Наука. 1983. С. 23–25.
    7. Давыдов Р.В. Доклад первого заместителя руководителя ФТС России Давыдова в РСПП // Федеральная таможенная служба: [сайт]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27141:2012-01-25-09-07-38&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 24.10.2019).
    8. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70–93.
    9. Жеребен Е.В. Межведомственное взаимодействие: содержание понятия и основные принципы его реализации (на примере сотрудничества таможенных и налоговых органов) // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 146–150.
    10. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира (ICT Development Index). Рассчитан по методике Международного союза электросвязи // Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info (дата обращения: 21.10.2019).
    11. Корчагин С., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. 2018. № 1. С. 23–36.
    12. Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 80–89.
    13. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М.: ЦСР, 2018.
    14. Попов Е.В., Семячков К.А. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 82–91.
    15. Попов Е.В., Семячков К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 4. С. 1088–1101.
    16. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифрововой трансформации государственнного управления // Вестник ИЭ РАН. 2018. № 5. С. 22–36.
    17. OECD. Embracing Innovation in Government. Global Trends 2018 OECD Publishing. Paris, 2018.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2