ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовые аспекты безопасности и формирования кадрового резерва как факторы обеспечения лояльности персонала

Legal Aspects of Personnel Security and Personnel Reserve Formation as Factors of Ensuring Staff Loyalty



Н.В. Яшкова
А.А. Спектор
В.Н. Чумаков
N.V. Yashkova
A.A. Spektor
V.N. Chumakov
nv-jaschkova@yandex.ru
nv-jaschkova@yandex.ru
giefpt_kafman@mail.ru
доцент кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ), кандидат экономических наук
профессор кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ), доктор юридических наук, доцент
зав. кафедрой менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
Senior lecturer, the Department of Economic Theory and Management, Russian University of Transport, PhD in Economics
Professor, the Department of Economic Theory and Management, Russian University of Transport, Doctor of Law, associate professor
Head of the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
Москва
Москва
Гатчина
Moscow
Moscow
Gatchina

Ключевые слова:

  • персональные данные
  • законодательство
  • согласие на обработку персональных данных
  • кадровая безопасность
  • лояльность персонала
  • Keywords:

  • personal data
  • legislation
  • consent to the processing of personal data
  • personnel security
  • staff loyalty
  • Раскрывается роль и значение правовых аспектов при исследовании отношений в сфере кадровой безопасности и формировании кадрового резерва организации. Основной акцент делается на факторах, обеспечивающих лояльность персонала. Делаются обоснованные выводы о необходимости использования категории персональные данные при решении вопросов кадровой безопасности. Рассматривается политика формирования кадрового резерва на примере ОАО «РЖД». Анализируются труды ведущих ученых, внесших существенный вклад в понимание и развитие факторов обеспечения лояльности персонала организации. Подчеркивается необходимость соблюдения требований законодательства по обеспечению кадровой безопасности и совершенствования политики формирования кадрового резерва, направленной на формирование лояльности персонала.

    The role and importance of legal aspects in the study of relations in the field of personnel security and the formation of the personnel reserve of the organization are explained. The focus is on factors that ensure the loyalty of the staff. Reasonable conclusions are made with regard to the need of using the category of personal data in addressing personnel security related issues. The policy of formation of personnel reserve is considered using an example of OAO RZD (Russian Railways). The writings of leading scholars who have made a significant contribution to the understanding and development of factors ensuring the loyalty of the staff of the organization are analyzed. The article emphasizes the need to comply with the requirements of legislation aimed at ensuring personnel security and improving the policy of formation of the personnel reserve in order to develop staff loyalty.

    Обзор статьи

    «Кадровая безопасность – это такое положение организации, при котором воздействие на нее и индивидов внутри нее со стороны природной, экономической и социальной среды, а также внутренней среды самого человека не способны причинить вреда», – отмечает В.К. Потемкин [10].
    Ряд ученых под кадровой безопасностью понимает следующее: «… процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия из-за рисков и угрозы связаны с персоналом его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом» [16].
    «Кадровая безопасность – это процесс, предотвращающий негативные воздействия на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, которые связаны с персоналом», – отмечает А.Я. Кибанов [6].
    Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы кадровой безопасности, являются:
    - Трудовой кодекс Российской Федерации [1];
    - Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (последняя редакция) [2].
    На кадровую безопасность во многом влияет политика формирования кадрового резерва, принятая на предприятии. В качестве объекта исследования нами рассмотрено одно из предприятий ОАО «РЖД». Одним из основных этапов работы с кадровым резервом является оценка персонала. Порядок, периодичность и методики проведения регламентированы Концепцией внедрения и развития системы единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД» [6].
    Система ЕКТ включает в себя четыре блока:
    - корпоративные компетенции;
    - профессиональные компетенции;
    - результативность и опыт;
    - потенциал и мобильность.
    1. Блок «Корпоративные компетенции» представляет собой набор требований к деловым и управленческим качествам работников ОАО «РЖД», описанным в терминах поведения. Оценка по блоку «Корпоративные компетенции» проводится на основании следующих видов оценочных мероприятий:
    - ассесмент-центр – разработанная методика, позволяющая оценить корпоративные компетенции работника. Она рассчитана на работу в микрогруппах, численностью 9–10 человек. Эта методика включает в себя активные методы, такие как деловые игры, интервьюирование и тестирование;
    - тест «Бизнес-профиль РЖД» – комплексная диагностика психологических качеств работника в проекции на корпоративные компетенции;
    - опрос по методу 90 градусов – самостоятельная оценка работника и оценка работника руководителем по единым критериям.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019 г.) «Трудовой кодекс Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2019).
    2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О персональных данных» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2019).
    3. Дейнека О.С. Оценка лояльности персонала организации // NofaInvo. 2013. № 9 (181). С. 40–42.
    4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Речь, 2002. 720 с.
    5. Кантер Р.М., Бучанан Р.А. Оценка персонала по уровню лояльности // Основы менеджмента. 2012. № 11. С. 10–11.
    6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2008. 638 с.
    7. Концепция ОАО «РЖД» от 03.06.2015 г. № 1410р «Концепция внедрения и развития системы единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД». URL: https://www.tender.rzd.ru (дата обращения: 25.09.2019).
    8. Магура М.И. Основы лояльности персонала // Основы менеджмента. 2012. № 11. С. 17–18.
    9. Милешкина Ю.Ю. Представления о лояльности сотрудников коммерческих организаций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. 162 с.
    10. Потемкин В.К. Управление персоналом. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 340 с.
    11. Почебут Л.Г. Оценка лояльности сотрудника к организации. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2001. 298 с.
    12. Портет Л. Основы оценки персонала // Основы менеджмента. 2012. № 11. С. 10–11.
    13. Соловейник А.В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. Вып. 125. С. 21–24.
    14. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер, 2003. 496 с.
    15. Чумарин И.Г. Основы лояльности персонала // Управление персоналом. 2012. № 11. С. 8–9.
    16. Швець Н. Методи виявлення і збереження кадрової безпеки, або Як перемогти зловживання персоналу // Персонал. 2006. № 5. URL: www.personal.in.ua (дата обращения: 25.09.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2