ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Актуальные проблемы взаимодействия следователя с иными участниками уголовного судопроизводства

Relevant Issues of Cooperation by Investigator and Other Participants in Criminal Proceedings



Е.Ю. Родина
Э.В. Лантух
E.Y. Rodina
E.V. Lantukh
elena_rodina1981@mail.ru
lantuh71@mai.ru
преподаватель кафедры криминалистики, Санкт-Петербургский университет МВД России
начальник кафедры криминалистики, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Lecturer, the Department of Forensic Science, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the RF
Head of the Department of Forensic Science, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the RF, PhD in Law, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • следователь
  • орган дознания
  • уголовное расследование
  • оперативно-розыскные мероприятия
  • взаимодействие
  • малолетний потерпевший
  • поручение
  • Keywords:

  • investigator
  • inquiry agency
  • criminal investigation
  • investigative work
  • cooperation
  • young victim
  • order
  • На основе анализа материалов уголовных дел, результатов анкетирования сотрудников органов внутренних дел и материалов, опубликованных в СМИ, авторы статьи выявляют наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие между сотрудниками, задействованными в ходе расследования уголовных дел. При этом отдельное внимание уделяется уголовным делам, в которых потерпевшими являются малолетние дети.
    Авторы обосновывают идею о том, что эффективная работа правоохранительных органов в целом зависит от комплексности и слаженности по использованию имеющихся у сотрудников полиции ресурсов, независимо от того, следователь это или представитель органа дознания, так как каждый из них наделен специфичными, только им присущими средствами.
    В качестве одного из выводов исследования авторы предлагают дополнить ч. 4 ст. 38 УПК РФ фразой «при отсутствии возможности самостоятельного выполнения следователем», что позволит следователю поручить органу дознания выполнение определенных следственных действий.

    On the basis of thorough analysis of criminal cases content and materials along with examining the results of internal affairs staff survey and mass media materials the authors identify the most common challenges emerging between the staff involved into investigation activities. Particular attention in that regard is given to criminal cases wherein the victims are young children. The authors rationalize the idea that the efficiency of law enforcement agencies activities all depends on coherence and comprehensiveness in the use of the resources available to whatever police officers be it an investigator or an inquiry agency representative since they each are provided with specific and inherent instruments.
    One of the major outcomes of the research is that the authors suggest that part 4 of the Article 38 of the Criminal Procedure Code should be supplemented with the phrase «if that is not possible for the Investigator to independently perform» which will allow an investigator to mandate an inquiry agency to take certain investigative measures.

    Обзор статьи

    Основу профессиональной подготовки следователей представляет собой обобщенный опыт борьбы с преступностью и разработанные на его основе методы раскрытия и расследования преступлений. В связи с чем особое внимание необходимо уделять вопросам планирования и организации расследования с целью повышения эффективности проведения следственных действий, которые неразрывно связаны с порядком осуществления взаимодействия следователя с органами дознания. При этом сущность взаимодействия между подразделениями определяется конкретными целями, а вся деятельность должностных лиц, вовлеченных, в силу выполнения их непосредственных обязанностей, в процесс расследования по уголовному делу, должна быть подчинена и согласована с задачами, поставленными следователем на всем этапе предварительного расследования.
    Целями взаимодействия являются: обнаружение следов преступления, установление лиц, совершивших преступление или причастных к его совершению, поиск вещественных доказательств или предмета преступного посягательства, эффективное проведение конкретного следственного действия, установление или проверка необходимой по делу информации.
    Принято выделять две формы взаимодействия: процессуальную деятельность, регламентируемую нормами действующего уголовно-процессуального законодательства РФ, и не процессуальную, то есть организационную (консультативную, ориентирующую), регламентированную иными нормативными актами. В ходе расследования преступления следователь может обращаться к органу дознания для осуществления взаимодействия единожды, чаще взаимодействие в рамках расследуемого преступления будет носить постоянный и планомерный характер на весь период предварительного следствия.
    Взаимодействие во многом зависит от сложившейся следственной ситуации, степени тяжести совершенного преступления, количества эпизодов по уголовному делу, категории субъекта, в отношении которого совершено противоправное деяние, в нашем случае это малолетние потерпевшие.
    При производстве процессуальных действий происходит столкновение интересов участников расследования, что непосредственно влияет на общий ход расследования. Возможно противодействие законной деятельности следователя по установлению истины и изобличению лиц, которые совершили расследуемое преступление. В связи с чем следователь должен владеть навыками планирования расследования и взаимодействия с органами дознания, уметь применять тактические приемы проведения следственных действий: допроса, очной ставки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, обыска и т.д. [3].
    В процессе расследования преступлений следователь взаимодействует с другими участниками уголовного процесса: сотрудниками органа дознания (оперативные уполномоченные, дознаватели, участковые уполномоченные, сотрудники ОДН), экспертами, педагогами, психологами и др. То есть взаимодействует с последними, вступая в определенные взаимоотношения различными способами, выражающимися в различных формах, которые достаточно широки и разнообразны. При этом порядок взаимодействия чаще всего регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, ведомственными приказами и инструкциями.

    Список использованной литературы

    1. Виноградов А.С., Бозиев Т.О. Производство процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении: учеб. пособие для вузов. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2017. 89 с.
    2. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1975. 132 с.
    3. Криминалистика: курс лекций. В 2-х ч. Ч.1: Введение в криминалистику. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика / под общ. ред. О.В. Челышевой, Е.В. Кузбагаровой. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. 340 с.
    4. Плеснёва Л.П. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessualnye-formy-vzaimodeystviya-sledovatelya-s-organami-doznaniya (дата обращения: 10.10.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2