ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Систематизация законодательства, регулирующего правовой статус должностного лица органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в форме кодификации

Codification in the Context of Systematization of Legislation Governing Legal Status of Internal Affairs Body Official Performing Investigative Work



А.И. Куртяк
A.I. Kurtyak
kurtyak2017@inbox.ru
адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД, Санкт-Петербургский университет МВД России
adjunct, the Department of operational and investigative activities, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • норма права
  • оперативно-розыскная деятельность
  • должностное лицо
  • систематизация
  • кодификация
  • инкорпорация
  • консолидация
  • Keywords:

  • legal provision
  • investigative work
  • official
  • systematization
  • codification
  • incorporation
  • consolidation
  • В статье проведен научный анализ правовых норм, регулирующих правовой статус должностного лица органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Автором выявлены научные проблемы в области систематизации законодательства, регулирующего правовой статус должностного лица органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. На основе проведенного анализа автором предложена определённая стратегия решения выявленных проблем в области систематизации рассматриваемого законодательства.

    The article provides scientific analysis of legal norms dealing with regulation of the legal status of Internal Affairs Body officials performing investigative work with a number of relevant academic issues being revealed. On the basis of the analysis performed the author proposes a certain strategy of addressing the issues revealed in the realm of systematization of legislation under review.

    Обзор статьи

    В научной статье систематизация законодательства, регулирующего правовой статус должностного лица органов внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в форме кодификации, представляет собой упорядочение и совершенствование правовых норм в области оперативно-розыскной деятельности.
    В результате систематизации законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, устраняются противоречия между правовыми нормами, которые группируются по критериям, принципам правового статуса субъектов права, систематизируются по определенным признакам, сводятся в кодекс и другие систематизированные акты.
    Выделяется три формы систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства об оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, которые рассматриваются автором в данной статье.
    Инкорпорация – это объединение в собрание действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, т.е. внешняя обработка законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
    Консолидация – это объединение нескольких нормативно-правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
    Кодификация – это создание нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которое осуществляется законодательным органом на основе существенных изменений действующего законодательства и внесения в него новых норм. Кодификация учитывает изменения в оперативно-розыскной деятельности и нацелена на регулирование не только существующих правоотношений, но и тех, которые могут возникнуть в будущем [8, с. 536].
    Систематизация законодательства, регулирующего правовой статус должностного лица органов внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в форме кодификации, имеет несколько этапов:
    - принятие закона «Об организации сыскной части» (1911) [5];
    - принятие Постановления ВЦИК от 15.02.1923 г. «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» [7];
    - принятие закона СССР от 25.12.1958 г. (ред. от 28.11.1989 г.) «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» [4];
    - принятие Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» [1];
    - кодификация законодательства и разработка проекта кодекса «Оперативно-розыскной Кодекс Российской Федерации» (2016 г.) [3].
    Формирование норм права должностных лиц сыскной полиции осуществлялось на основе следующих законодательных актов:
    - «Полное собрание законов Российской империи»;
    - «Свод законов Российской Империи»;
    - «Собрание узаконений и распоряжений Правительства Российской Империи»;
    - «Свод законов об обязанностях полиции»;
    - «Права и обязанности урядников, приставов, чинов городской и уездной полиции».

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33. Ст. 3349.
    2. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Оперативно-розыскной Кодекс Российской Федерации» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru (по состоянию на 06.07.2015 г.).
    3. Проект Федерального закона № 831609-6 «Оперативно-разыскной Кодекс Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.07.2015 г.) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru (по состоянию на 06.07.2015 г.).
    4. Закон СССР от 25.12.1958 г. (ред. от 28.11.1989 г.) «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республиках» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 15; Свод Узаконений РСФСР. 1923. № 7. Ст. 106.
    5. Закон «Об организации сыскной части» // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 3-у. Т. XXVIII. ОТД. 1. 1911. № 30672.
    6. Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13.10.1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.
    7. Постановление ВЦИК от 15.02.1923 г. «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» // Свод Узаконений РСФСР. 1923. № 7. Ст. 106.
    8. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации. Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Белкин Р.С. Криминалистика и новые области знаний // Труды Омской ВШ МВД СССР. Омск, 1973. Вып. 16. С. 3–13.
    10. Васильева А.Н. Криминалистика. М., 1963. С. 275.
    11. Дубоносов Е.С. Оперативно-разыскная деятельность. 3-е изд. М.: Юрайт, 2013 С. 17.
    12. Зажицкий В.И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 51–55.
    13. Исмаилов Ч.М. Постановления Конституционного Суда РФ как источники оперативно-розыскного и уголовно-процессуального права и как основа совершенствования законодательства о розыске безвестно исчезнувших лиц // Российский следователь. 2015. № 24. С. 20–25.
    14. Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. материалов Всероссийского круглого стола. 3 ноября 2011 г. / сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. 218 с.
    15. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника. М.: Юстицинформ, 2014. 536 с.
    16. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского опыта): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2005. С. 21–22.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2