ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовая регламентация полномочий лечащего врача при обеспечении средствами реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Legal Regulation of Treating Physician’s Powers in Providing Disabled Persons with Means of Rehabilitation



И.А. Божков
С.У. Дикаев
М.А. Севастьянов
I.A. Bozhkov
S.U. Dikaev
M.A. Sevastyanov
bozhkovsxxi@rambler.ru
dikaev@mail.ru
mike.seva1972@yandex.ru
профессор кафедры общей врачебной практики, ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России; профессор кафедры семейной медицины, ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова; главный врач СПб ГБУЗ «ПТД № 5», доктор медицинских наук
профессор кафедры уголовного права, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор
директор, Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом интернат престарелых инвалидов № 1», кандидат медицинских наук, доцент
Professor, the Department оf General Medical Practice, Pavlov First Saint-Petersburg State Medical University, Professor, the Department of Family Medicine, North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, Chief Physician, TB Dispancery #5, Doctor of Medical Sciences
Professor, the Department of Criminal Law, North-Western Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Law, Full Professor
Chief of Nursing Home for the Elderly Disabled #1, PhD in Medical Sciences, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • инвалид
  • реабилитация
  • технические средства
  • назначение
  • лечащий врач
  • экспертиза
  • обеспечение
  • Keywords:

  • disabled person
  • rehabilitation
  • technical means
  • prescription
  • treating physician
  • expertise
  • provision
  • В статье анализируется проблема правовых полномочий лечащего врача в сфере услуг, связанных с реабилитацией инвалидов. Эта проблема достаточно актуальна, поскольку в результате изменения законодательства лечащий врач в настоящее время лишен возможности влиять на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. В результате проведенного исследования авторы делают обоснованный вывод о том, что специалисты Бюро медико-социальной экспертизы должны в обязательном порядке получить развернутые рекомендации лечащего врача, прежде чем назначить или заменить то или иное техническое средство реабилитации.

    The article analyses problematic issues of legal powers of treating physicians in the realm of rehabilitation of disabled people. The matter is of high relevance since nowadays due to the changes in legislation the treating physician is utterly deprived of an opportunity to influence provision of disabled people with technical rehabilitation equipment. As a result of the research conducted the authors make a reasonable conclusion that prior to prescribing or replacing a certain technical rehabilitation tool it is imperative that specialists of the Bureau of Medical and Social Expertise should receive thoroughly articulated recommendations from the treating physician.

    Обзор статьи

    Оказание услуг по реабилитации и абилитации больных является важной государственной задачей, призванной обеспечить социальную инклюзию и мобильность лиц с ограниченными возможностями. Эти услуги, включающие в себя, в том числе, и обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в совокупности с постоянно действующей программой создания доступной среды для таких лиц, являются важной гарантией проявления гуманизма и государственной заботы о людях с ограниченными возможностями. С учетом особенностей таких лиц государство постоянно совершенствует механизм получения ими соответствующих услуг, создает оптимальные условия, упрощающие доступ к этим услугам, путем устранения различных преград, объективно возникающих при администрировании в этой весьма важной и одновременно очень дорогостоящей области медико-социального обеспечения. Признание того, что лицо обладает ограниченными возможностями, как и выбор методов и определение порядка его реабилитации и абилитации, невозможно без участия специалистов в области здравоохранения, обладающих специальными знаниями.
    Вместе с тем, инициированные в 2018 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России), изменения в действующие нормативные документы, регламентирующие порядок направления на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) и разработку индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее – ИПРА), в части определения нуждаемости инвалидов и детей-инвалидов в технических средствах реабилитации (далее – ТСР) привели к полному исключению специалистов системы здравоохранения из процесса подбора и назначения ТСР.
    Например, при разработке ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) мнение организации, оказывающей медицинскую помощь гражданам, учитывается только в части рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, а именно: мероприятий по медицинской реабилитации; мероприятий по реконструктивной хирургии; мероприятий по протезированию и ортезированию; санаторно-курортному лечению [5]. Учет мнения медицинской организации заключается только в том, что проставляется отметка «нуждается/не нуждается» в соответствующей графе ИПРА. Перечень необходимых мероприятий по реабилитации и абилитации также остается за рамками ИПРА [6].
    При оформлении ранее действовавшей формы направления в соответствующих разделах необходимо было указать конкретные виды восстановительной терапии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности), реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности), технических средств медицинской реабилитации, в том числе протезирования и ортезирования, заключение о санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, срока и сезона рекомендуемого лечения а также и другие виды медицинской реабилитации [7]. Новой формой направления данные разделы не предусмотрены.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. 28 ноября. № 48. Ст. 6724.
    2. Постановление Правительства РФ от 16.05.2019 г. № 607 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. 2019. 27 мая. № 21. Ст. 2569.
    3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 г. № 1042 (ред. от 20.03.2018 г.) «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (ред. от 28.01.2019 г.) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    5. Приказ Минтруда России № 578н, Минздрава России № 606н от 06.09.2018 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    6. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 г. № 486н (ред. от 04.04.2019 г.) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 77 (ред. от 28.10.2009 г.) «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» //Российская газета. 2007. 22 марта. (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России № 578н, Минздрава России № 606н от 06.09.2018 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    8. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н (ред. от 09.04.2018 г.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    9. Приказ Минтруда России от 04.08.2017 г. № 612н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-оториноларинголог» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2019).
    10. Приказ Минтруда России от 13.02.2018 г. № 86н (ред. от 06.05.2019 г.) «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2019).
    11. Конвенция о правах инвалидов. (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45–67.
    12. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р (ред. от 18.11.2017 г.) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Российская газета. 2006. 11 января.
    13. Божков И.А., Севастьянов М.А., Гомберг В.Г. Медико-социальные аспекты недержания у лиц старшего возраста // Забайкальский медицинский вестник. 2019. № 1. С. 119–134.
    14. Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В., Севастьянов М.А. Правовые аспекты наделения фонда социального страхования Российской Федерации полномочиями по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов технических средств реабилитации
    15. Малинин А.М., Божков И.А., Андреева Д.А. Экономическое обоснование эффективности персонифицированного (индивидуального) подбора технических средств реабилитации (ТСР) // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 60–64.
    16. Севастьянов М.А., Божков И.А., Бронников В.А. Современная российская модель обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и перспективы ее совершенствования // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 2. С. 273–283.
    17. Севастьянов М.А. [и др.]. Административные системы и политика правосудия в сфере предоставления инвалидам ассистивных технологий и изделий (технических средств реабилитации) // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2015. № 3. С. 10–16.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2