ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О конституционности отдельных полномочий следователя в уголовно-процессуальном законодательстве России

On Constitutionality of Certain Powers of Investigator in Criminal Procedural Legislation of Russia



А.Е. Арсиенков
Р.Н. Муру
A.E. Arsienkov
R.N. Muru
mare-liberum@list.ru
muruben@yandex.ru
доцент кафедры конституционного и международного права, Санкт-Петербургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», кандидат юридических наук, доцент
зав. кафедрой международного морского права, ФГБВОУ ВО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова»; профессор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат юридических наук, профессор
Senior Lecturer, the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg Institute (Branch), The All-Russian State University of Justice, RLA of the Ministry of Justice of Russia, PhD in Law, Associate Professor
Head of the Department of the International Maritime Law, the N.G. Kuznetsov Naval Academy, Professor of Saint-Petersburg Peter the Great Polytechnical University, PhD in Law, Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • разделение властей
  • ход расследования
  • самостоятельность следователя
  • Конституционный Суд
  • защитник
  • обвиняемый
  • Keywords:

  • separation of powers
  • investigation proceedings
  • independence of the investigator
  • Constitutional Court
  • defender
  • defendant
  • Актуальность статьи обусловлена тем, что правовой институт абсолютной самостоятельности следователя в направлении хода расследования уголовного дела актуализировался ввиду обнаруженного на практике противоречия его содержания ряду положений Конституции РФ.
    Статья состоит из введения, исторического экскурса, комплексного совместного анализа положений Конституции РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ, описания основных частей Определения Конституционного Суда РФ от 25 июня 2019 г. №1769-О, предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ.
    Авторы статьи предлагают практические пути реформирования существующего в уголовном праве России правового института абсолютной самостоятельности следователя в направлении хода расследования уголовного дела.
    В результате представленного исследования сделан вывод, что существующий в уголовном праве России правовой институт абсолютной самостоятельности следователя в направлении хода расследования уголовного дела противоречит ряду положений Конституции РФ и требует реформирования.

    The relevance of the article stems from the fact that the legal institution of an absolute independence of the investigator in terms of criminal investigation proceedings has been updated due to the revealed discrepancy between its content and some provisions of the Russian Constitution.
    The article consists of several chapters: introduction, historical details, comprehensive joint analysis of provisions of the Russian Constitution and Criminal Procedural Code of the Russian Federation, description of the key parts of the Constitutional Court Decision #1769-O d.d. 25 June 2019, proposals concerning further development of the current legislation of the Russian Federation.
    The authors offer practical ways of reforming legal institution of an absolute independence of the investigator in terms of criminal investigation proceedings.
    The authors ultimately conclude that the currently used in the Russian criminal law legal institution of an absolute independence of the investigator with regard to criminal investigation proceedings goes counter to some provisions of the Russian Constitution and needs to be reforming.

    Обзор статьи

    Одним из важнейших, ключевых признаков современного конституционного государства является реализация в законодательстве и в правовой практике государства закрепленных в Конституции государства правовых принципов, правовых положений.
    К ним относятся и конституционное права граждан на судебную защиту, и конституционный принцип презумпции невиновности, и конституционный принцип разделения властей – в более широком смысле понимаемый как необходимость разграничения публично-правовых властных полномочий и наличие системы взаимного контроля между ветвями государственной власти.
    Положение о конституционном принципе разделения властей при формировании конституционализма было признано настолько важным, что еще в первом определении Конституции, в ст. 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина во Франции 1789г. оно было поставлено выше формы правления, демократического характера государства и особенностей его территориального устройства.
    Действительно, если нет конкуренции и взаимного контроля между ветвями государственной власти – то не и будет эффективного их функционирования по отдельности и государства – в целом.
    На это указывал и один из создателей классической теории разделения властей – Ш. Монтескье, отмечавший следующее: «…чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» [3, с. 289].
    Как известно, Российская Федерация является конституционным государством. Принцип разделения властей закреплен во многих статьях Конституции, прежде всего – в десятой статье. Там указано, что ветви государственной власти «самостоятельны». Однако самостоятельность не предполагает отсутствие контроля, обратной связи – наоборот, именно так понимали реализацию принципа разделения властей его создатели.
    Следовательно, этот принцип должен быть реализован на различных уровнях функционирования российского государственного механизма, во всех сферах государственного регулирования; его реализация также предполагает наличие различных форм взаимного контроля.
    Однако в последние годы наблюдается тревожная тенденция снижения уровня и обязательности такого контроля за деятельностью государственных органов в правоохранительной сфере – одной из самых чувствительных сфер обеспечения конституционных прав граждан.
    Обратимся к конкретному примеру. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ), в которой содержатся полномочия следователя, закреплено, что «…следователь уполномочен … самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий» [2]. Так что – полная свобода действий следователя?

    Список использованной литературы

    1. Определение Конституционного Суда РФ № 1769-О от 25 июня 2019 г. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision411474.pdf (дата обращения: 27.10. 2019).
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. 24 декабря. № 52 (ч. I). Ст. 4921: первоначальный текст документа.
    3. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госиздат политической литературы, 1955.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2