ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ тенденций развития рынка В2С электронной коммерции

Analysis of Development Trends within B2C E-commerce



О.А. Цуканова
А.А. Серикова
Е.К. Торосян
O.A. Tsukanova
A.A. Serikova
E.K. Torosyan
zoa1999@mail.ru
serikova.alina@rambler.ru
etorosyan@mail.ru
ординарный доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», доктор экономических наук, профессор
ведущий специалист по коммуникациям, АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина»
ординарный доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат экономических наук
Ordinary Associate Professor, the Faculty of Technological Management and Innovations, Saint-Petersburg ITMO University, Doctor of Economics, Professor
Leading Communications Specialist, V.G. Khlopin Radium Institute
Ordinary Associate Professor, the Faculty of Technological Management and Innovations, Saint-Petersburg ITMO University, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • цифровая экономика
  • рынок электронной коммерции
  • В2С
  • электронная коммерция
  • государственная поддержка
  • электронный бизнес
  • онлайн-бизнес
  • электронная торговля
  • трансграничный рынок
  • Keywords:

  • digital economy
  • e-commerce market
  • B2C
  • state support
  • e-business
  • cross-border market
  • В работе выявлены основные тенденции развития локального и трансграничного рынков B2C в сфере электронной коммерции, представлена статистическая информация о распределении В2С рынков по товарным категориям, рассмотрена региональная структура рынка онлайн-торговли в России, выявлены и проанализированы основные факторы, сдерживающие рост рынков и развитие предпринимательской деятельности в данной сфере.

    The article presents new tendencies of the development within local and cross-border B2C e-commerce markets with statistical information about markets allocation by products categories being highlighted. Furthermore the authors examine the regional structure of e-commerce in Russia with focusing on identification and analysis of deterrent factors badly affecting the markets growth and the development of entrepreneurship in this field.

    Обзор статьи

    Современный этап развития общества характеризуется интенсивной цифровизацией и цифровой трансформацией всех сфер человеческой деятельности. Динамичное развитие рынка В2С электронной коммерции – следствие общемировых тенденций, в том числе и в России. Динамика развития российского рынка онлайн торговли свидетельствует о стабильном росте данного сегмента [2; 3] (рис. 1.).
    Установлено, что развитие сектора В2С происходит медленнее, чем В2В, требует более развитой интернет-инфраструктуры и изменения менталитета у потенциальных потребителей с переориентацией покупательских предпочтений в онлайн-сферу [6; 7].
    Современный этап развития общества характеризуется постоянным ростом вклада электронной коммерции в мировую и отечественную экономику. Так, например, в Европе доля электронной коммерции в ВВП составляет 4,91%. Самый высокий показатель из европейских стран зафиксирован в Великобритании – 7,9% 1, с. 7; 8. Аналогичная тенденция в сфере электронной коммерции наблюдается и в Российской Федерации. По данным ежегодных аналитических отчетов Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), вклад цифровой экономики в экономику страны в 2018 году составил 3,9 трлн рублей, что на 11% больше, чем в 2017 году. В 2018 году электронная торговля товарами и услугами составила 5,3% в общем обороте розничной торговли, тогда как в США – 14,3%, в Великобритании 19,5%, а КНР – 23,9% [2, с. 3].
    Следует отметить, что структура распределения товаров по категориям на локальном и трансграничном рынках значительно отличается за исключением категории «цифровая и бытовая техника» (рис. 2). Темпы роста трансграничного рынка в России превышают темпы расширения внутреннего локального рынков. На обоих рынках востребованы также «одежда и обувь», «мебель и товары для дома». Последнюю позицию по интернет-заказам на российском рынке занимают спорттовары, книги и товары для детей, на внешнем – продукты питания и также спорттовары.
    На трансграничном рынке лидерами в 2019 году стали «AliExpress» и «Pandao», суммарная доля которых в объеме интернет-торговли составила более 50%. По данным «DataInsight», рост локальных онлайн продаж составил 19% с 2017 года по 2018 год, рост трансграничных продаж – 29% за аналогичный период [5].
    Региональное распределение рынка онлайн-торговли в денежном выражении показывает (рис. 3), что центром электронной коммерции страны является город Москва. Существенную долю в структуре занимают Московская область и Санкт-Петербург. Доля других регионов значительно меньше.

    Список использованной литературы

    1. Проект «Стратегия развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Аналитика по рынку e-commerce в России в 2018 году. URL: https://yadi.sk/i/0fF9iSibAkpUnw(дата обращения: 04.10.2019).
    3. Интернет-торговля в России 2018 // DataInsight: [сайт]. URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce%202018.pdf (дата обращения: 04.10.2019).
    4. Кобелев О.А. Электронная коммерция / под ред. С.В. Пирогова. 3-е изд. М.: Дашков и Ко, 2015. 684 с.
    5. Розничный онлайн экспорт в России // DataInsight: [сайт]. URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_OnlineExport2016.pdf (дата обращения: 05.10.2019).
    6. Цуканова О.А., Смирнов С.Б. Теоретико-методические положения экономики информации: монография. СПб.: Студия «НП-Принт, 2014. 148 с.
    7. Цуканова О.А., Смирнов С.Б. Экономика защиты информации. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 79 с.
    8. Электронная коммерция в Европе // Информационный портал «Интернет Финансы». URL: http://www.ifin.ru/publications/read/1504.stm (дата обращения: 03.10.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2