ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление психологической безопасностью образовательной среды региона на примере Ленинградской области

Management of Psychological Security of Regional Educational Environment by the example of Leningrad Region



С.В. Тарасов
S.V. Tarasov
office_edu@lenreg.ru
председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО
Head of Committee of General and Vocational Education of Leningrad Region, Doctor of Pedagogics, professor, professor of Russian Academy of Sciences
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • образовательная среда
  • регион
  • Ленинградская область
  • психологическая безопасность
  • образовательная организация
  • управление
  • проектирование
  • инновационный проект
  • Keywords:

  • educational environment
  • region
  • Leningrad region
  • psychological security
  • educational institution
  • management
  • design
  • innovation project
  • В статье рассмотрены актуальные для современного российского общества вопросы, связанные с необходимостью обеспечения психологически безопасной среды в образовательных организациях.
    Актуализированы задачи, стоящие перед субъектами управления образованием, для противодействия многочисленным социальным рискам, которым подвержены современные дети. Описан опыт решения данных задач через проектирование и реализацию соответствующих инновационных проектов на уровне региональной системы образования на примере Ленинградской области.

    We consider relevant for Russian society issues concerning the need to secure psychologically safe environment in educational institutions.
    We bring into focus the tasks faced by education management bodies to resist numerous social risks threatening modern children. We describe the experience of solving the problems in question by designing and implementing innovation projects at the level of regional educational system by the example of Leningrad region.

    Обзор статьи

    Система образования в настоящее время – одна из важнейших сфер в жизни общества, поэтому ее следует рассматривать не только как ресурс формирования человеческого капитала, но и как ресурс повышения качества жизни.
    Сегодня «человеческий капитал» и «качество жизни» являются не только экономическими категориями, но и категориями социальной безопасности. Человеческий капитал предусматривает кроме наличия общих и специальных знаний, еще и наличие умений отстаивать свою жизненную позицию, самостоятельно принимать социально значимые решения. Для этого в обществе, начиная с детских садов и школ, должны быть созданы соответствующие условия. Одно из важнейших условий – создание такой образовательной среды, которая обеспечивает психологическую безопасность детей, педагогов и родителей. Возможные особенности моделирования и проектирования психологической среды образовательных организаций представлены в различных моделях [1; 8].
    Качество жизни в свою очередь определяется комфортностью и безопасностью (в т.ч. психологической безопасностью) социальной среды, защищенностью и наличием поддержки ее субъектов.
    В широком смысле психологическая безопасность – это состояние психологической защищенности, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [2; 3; 4; 6 и др.].
    Современная социокультурная ситуация, с характерным нарастанием количества рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию личности ребенка, ставит перед системой образования целый ряд задач:
    1. Профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка.
    Эти нарушения обусловлены в т.ч.:
    - ростом объема учебной и в целом информационной нагрузки;
    - киберсоциализацией, влиянием негативного контента, распространяемыми через социальные сети новыми образцами опасного, агрессивного и саморазрушающего поведения;
    - состоянием несоответствия желаний ребенка имеющимся возможностям – фрустрацией.
    2. Помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, учителями и родителями.
    Эта помощь особенно необходима ребенку:
    - в условиях дефицитов родительского внимания, доверительного общения с родителями;
    - возможной конфликтной напряженности в семье или школе.
    3. Осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания:
    - детей с ограниченными возможностями здоровья;
    - детей из семей социального «риска»;
    - одаренных детей;
    - детей из приемных семей;
    - детей испытывающих трудности в обучении.

    Список использованной литературы

    1. Бордовская Н.В. Образовательная среда: подходы к анализу и проектированию // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2010. № 1(10). С. 5–13.
    2. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Изд-во «Педобщество», 2002.
    3. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. 232 с.
    4. Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания: монография / под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2019. 174 с.
    5. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
    6. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде / Санкт-Петербургский гос. университет пед. мастерства. СПб.: Изд-во «Образование – Культура», 2000. 144 с.
    7. Тряпицына А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования // Педагогика новому веку: идеи на будущее: Герценовские чтения 1999: межрегион. сб. науч. трудов. В 2 ч. СПб., 2000.
    8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 2001. 365 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2