|
|
|
|
зав. кафедрой экономики труда, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
|
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
гуманизм
либерализм
свобода
равенство
братство
православие
самодержавие
народность
демократия
угрозы безопасности
|
Keywords:
humanism
liberalism
liberty
equality
fraternity
orthodoxy
autocracy
national ethos
democracy
threats to security
|
В интервью британской «Financial Times» президент России В.В. Путин заявил, что либеральная идея, по его мнению, «себя просто изжила окончательно». Однако было высказано мнение, что не надо путать «плохой» современный российский либерализм с «гуманным» западно-европейским, провозгласившим ценности Свободы и Разума и ратующим за то, чтобы не человек служил власти, а власть человеку.
Чтобы разобраться в этом вопросе, в статье дан анализ того, как явление либерализма в истории возникло, какие ступени в своем развитии проходило и что представляет собой в настоящем. Отдающий приоритет правам индивида либерализм направлен в конечном счете против суверенитета любого государства. Либеральная свобода предпринимательства неизбежно приводит к криминализации экономических отношений и к свободе рук глобального спекулятивного капитала, ставящей под угрозу экономическую безопасность всех стран. Ничем не ограниченная свобода самого индивида приводит к безнравственному произволу, грозящему самим основам человеческого существования.
|
When being interviewed for the Financial Times, president Putin said that the idea of liberalism in his opinion has become the thing of the past for good. However, the importance of distinguishing “bad” modern Russian liberalism and “humane” liberalism of Western Europe with its values of liberty and intellect, insisting on the authority serving people and not vice versa, was mentioned.
To examine the problem in question, we analyze how the phenomenon of liberalism came to life, what stages there have been in its development and what it is like now. Personal rights-oriented liberalism is ultimately directed against sovereignty of any country. Liberal freedom of enterprise inevitably leads to criminalization of economic relations and freedom of speculative capital threatening economic security of all countries. Unlimited personal freedom results in immoral outrage representing threat to humanity.
|
|
|
Обзор статьи
В нашумевшем интервью британской «Financial Times» президент России В.В. Путин заявил, что либеральная идея, по его мнению, «себя просто изжила окончательно». Это не могло не вызвать положительной реакции нелиберальной части российской общественности и возродить народные чаяния на избавлении от либерального ига социально-экономического блока правительства. Однако неожиданно на защиту либеральной идеи выступил член Изборского клуба Сергей Черняховский. Стремясь побольнее уязвить российских либералов, он назвал их идеологическими самозванцами, присвоившими себе чужое имя и прячущимися за спинами таких мыслителей, как Вольтер и Дидро, Руссо и Гольбах, Гоббс и Локк, Грин и Франклин Рузвельт.
Либерализм провозгласил ценности Свободы и Разума, утверждающие, что каждый человек от природы рожден не рабом, а свободным, и, в силу своей природы, достаточно разумен, чтобы иметь право и способность распорядиться этой свободой, если не будет лишен собственности. Политическая доктрина либерализма заключается в том, что не человек должен служить власти, а власть должна служить человеку. И вообще, либерализм для сохранения своих драгоценных качеств должен перерасти в коммунизм (но не нивелирующий человека коммунизм общинников, а коммунизм свободных коммунаров) [8].
Чтобы понять, во что должен перерасти либерализм, надо для начала обратиться к его истокам и проследить эволюцию. Исторически либеральная идеология возникла в Европе XVI–XVIII веков в результате религиозной Реформации, приведшей к расколу католической церкви. Религия из объединяющей силы стала фактором непримиримого разделения, преодолеть которое смог только «новый Левиафан» – государство, которому и понадобилась в качестве обновленной скрепы идеология.
Реформация началась в 1517 году выступлением Мартина Лютера в Виттенберге с 95 тезисами против продажи индульгенций. Обогащавшее духовенство отпущение грехов за деньги серьезно противоречило учению Христа, что послужило моральным основанием для отказа в дальнейшем от церковной иерархии и упрощению культа у реформаторов. Раз официальная Церковь отошла от Христа, человек может общаться с Богом непосредственно, минуя её. Это повлекло за собой разложение института церковной общины, что, в свою очередь, привело к отказу от идеи христианского братства (верующие люди – братья во Христе) и коллективного спасения душ. На смену пришла этика индивидуализма, получившая наиболее последовательное выражение в кальвинизме.
Центральный догмат кальвинизма – учение об избранности: «Бог решением своим и для проявления величия своего предопределил одних людей к вечной жизни, других присудил к вечной смерти... Если бы отвергнутые Богом стали жаловаться на незаслуженную ими кару, они уподобились бы животным, недовольным тем, что они не родились людьми» [1]. Показателем богоизбранности выступал жизненный успех (власть и богатство)безотносительно от того, какой ценой и какими средствами они достигнуты. Так борьба с коммерциализацией Церкви обернулась религиозным оправданием жажды наживы. Помимо этого, Реформация спровоцировала Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг., которая примерно наполовину сократила численность населения немецких княжеств (общие потери, по разным оценкам, колебались от 5 до 8 млн чел.) [2]. Это к вопросу о цене «борьбы с коррупцией».
|
Список использованной литературы
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.
2. Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война. М.: ACT, Астрель, Полиграфиздат, 2012. 571 с.
3. Манту П. Промышленная революция ХVIII столетия в Англии. М.–Л., 1925. С. 305.
4. Пашенцев Д.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Кнорус, 2017. С. 266.
5. Сигов В.И., Kaрпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
6. Степанов А. В поисках смысла // Советская Россия. 1997. 4 января. С. 1.
7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.
8. Черняховский С. Идеологические самозванцы // Завтра. 2019. № 37. С. 6.
|