ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальные сети в хозяйственной деятельности: методологические подходы к анализу

Social Networks in Economic Activity: Methodological Approaches to Analysis



С.А. Давыдов
А.С. Панфилов
S.A. Davydov
A.S. Panfilov
licurg@inbox.ru
as.panfilov@outlook.com
профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор социологических наук, доцент
аспирант кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета
professor, the Department of Sociology and Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, associate professor
post-graduate student, the Department of Sociology and Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальная сеть
  • социальная связь
  • социальный капитал
  • доверие
  • укорененность
  • Keywords:

  • social network
  • social connection
  • social capital
  • trust
  • incumbency
  • Одним из перспективных направлений исследований в современной экономической теории является рассмотрение социальных отношений между хозяйственными агентами с помощью аналитических инструментов, разработанных в сетевой теории. Методология сетевого анализа базируется на теоретических положениях классической социологии, и в то же время ориентирована на использование методического арсенала микросоциологических исследований. Нельзя сказать, что предпринимаемая в рамках сетевой теории попытка устранить методологический разрыв между макро- и микросоциологией в настоящее время завершилась безоговорочным успехом: сегодня у учёных отсутствует единое понимание социальной сети и нет единства в интерпретации даже основных понятий, описывающих сетевые взаимодействия. Однако подобная «открытость» модели восприятия социальных процессов в сетях заключает в себе известный потенциал для их интеллектуального осмысления. В результате в современной экономической теории появилась ясность в понимании отличий между социальной сетью и социальной структурой, сформировались интересные и продуктивные подходы к пониманию сети в контексте таких категорий, как иерархия, доверие, укорененность, социальный капитал.

    The study of relations between business entities using analyzing instruments developed in network theory is seen as one of promising directions of research in modern economic theory. The methodology of network analysis is based on theoretical assumptions of classic sociology and aimed at the application of method potential of microsociological research. We can’t say that the attempt we make within network theory to eliminate the methodological gap between macro and microsociology resulted in unconditional success as modern scientists lack a single interpretation of social network and demonstrate no unanimity of opinions concerning even the basic concepts describing social interaction. However, such openness of the model of seeing social processes in networks has definite internal potential for its intellectual interpretation, which resulted in certain clarity in understanding the difference between social network and social structure and in interesting and productive approaches to understanding the network in the context of such categories as hierarchy, trust, incumbency, social capital.

    Обзор статьи

    В современной социально-экономической теории экономические процессы и отношения нередко изучаются с помощью аналитических инструментов, разработанных в рамках сетевого подхода. К числу его преимуществ можно отнести возможность использования в его рамках широкого набора математических методов анализа, междисциплинарный уровень изучения объекта исследования с позиций макро- и микросоциологии, а также возможность представить результаты исследований в наглядном графическом виде.
    Основы для применения сетевого подхода на эмпирическом уровне были заложены в ходе разработки социометрической техники. Она стала применяться при изучении межличностных отношений в малых группах с начала XX века и получила широкое распространение благодаря работам А. Бейвласа [12], Т. Ньюкомба [16] Дж. Морено [12], Ф. Хейдера [14]. Социальная сеть в виде персонифицированных эмоционально окрашенных контактов совокупности индивидов предстаёт в исследованиях Дж. Морено [7]. Автор через вопросы «С кем вы хотите работать?», «Кто вам нравится?», «С кем вы хотите проводить время?» создавал визуализированные карты отношений среди социальных агентов в группе, где каждому ее члену приписывались определенные позиции, определяемые стрелками отталкивания и притяжения.
    Будучи укорененным в достижениях прикладной социологии и психологии, сетевой подход имеет прочную методологическую и теоретическую основу. Фундаментальные идеи для его развития мы найдем в работах А. Рэдклифф-Брауна по изучению системы родства, которая рассматривается через системы терминов и системы прав и обязанностей [9]. Через формы социальных отношений, которые исследует Г. Зиммель, можно также найти зачатки сетевого подхода. Форма у него зависит от включения в социальную группу индивида, что определяет его поведение в обществе [9]. Предпосылки формирования сетевой теории можно найти в морфологическом анализе Э. Дюркгейма. Через анализ «морфологических» признаков, таких как «плотность общества», физическая или моральная (что может определяться как частота контактов и/или интенсивность взаимоотношений между индивидами), Дюркгейм исследует социальную дифференциацию общества и общественное разделение труда [5]. Толчок к развитию сетевой теории есть и в исследованиях по социокультурной динамике П. Сорокина [10].
    Углубление теоретических знаний о формах социального взаимодействия в хозяйственной сфере позволило ученым подойти к пониманию содержания оной из специфических его форм – сетевого взаимодействия. В исследованиях Г. Файна и Ш. Клейнмана социальная сеть перестает рассматриваться как структура, в которой отсутствует социальное действие. Вместо этого сеть рассматривается как «набор социальных отношений, которые люди наделяют значением и используют для личных и/или коллективных целей» [15]. Кардинальное отличие сети от структуры отмечается в исследованиях Л. Смит-Дора и У. Пауэлла. В их работе сеть является продуктом отношений и взаимосвязей между акторами в сети [16]. Таким образом, сеть не является предписанной формой, как структура, она формируется и функционирует за счёт социальных связей между акторами, включенными в отношения. Схожая трактовка понятия «социальная сеть» появляется у А. Бейвласа. Он интерпретирует сеть как совокупность позиций, основа которых (тип структуры) является результирующей моделью отношений, а «связи между позициями – это потоки информационных ресурсов» [12].

    Список использованной литературы

    1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 222 с.
    2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб: Алетейя, 2005. 576 с.
    3. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 54.
    4. Давыдов С.А., Юдина А.А. Социальные сети и сетевой подход к анализу социальной структуры // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 4 (22). С. 37–41.
    5. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 2005. 210 с.
    6. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
    7. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе // Наука и общество. 2001. Т. 2. С. 17.
    8. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 62–77.
    9. Редклифф-Браун А. О социальной структуре // Вопросы социальной теории. 2018. Т. 2. С. 17.
    10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
    11. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands // Human relations. 1954. Vol. 7. P. 39–58.
    12. Bavelas A. A mathematical model for group structures // Applied Anthropology. 1948. № 7 (3). P. 16–30.
    13. Cook K., Emerson R.M. Exchange networks and the analysis of complex organizations // Research in the Sociology of Organizations. 1984. № 3. P. 1–30.
    14. Heider F. Attitudes and cognitive organization // Journal of Psychology. 1946. Vol. 21. P. 107–112.
    15. Kleinman S., Fine G.A. Network and Meaning: An Interactionist approach to Structure // Symoblic Interaction. 1983. Vol. 6. P. 97–110.
    16. Newcomb T.M. Heiderian balance as a group phenomenon // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40. P. 862–867.
    17. Paldam M. Social capital: One or Many? Definition and Measurement // Journal of economic Surveys. 2000. № 15 (5). P. 629–653.
    18. Portes A. Social capital: Its origins and application in modern sociology // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 1–24.
    19. Simmel G. Conflict and the Web of Group Affilations. New York: Free Press, 1964. 164 p.
    20. Uzzi B. Social Structure and Competition in Interfirm Networks: The Paradox of Embeddedness // Administrative Science Quarterly. 1997. Vol. 42. № 1. P. 35–67.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2