ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Факторы профессионального выгорания и их влияние на эффективность деятельности работников

Factors of Job Burnout and their Influence on Job Performance



М.Г. Гильдингерш
M.G. Gildingersh
mgild@mail.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • управление
  • профессиональное выгорание
  • стресс
  • человеческий фактор
  • социально-психологический климат
  • эффективность деятельности
  • Keywords:

  • management
  • job burnout
  • stress
  • human factor
  • social-psychological climate
  • job performance
  • Актуальность исследования обусловлена той ролью, которую играет социально-психологическое состояние работника в процессе влияния на эффективность его деятельности.
    В статье исследуются теоретические аспекты возникновения и развития профессионального выгорания работника: выявляются причины и факторы, влияющие на уровень профессионального выгорания, анализируются возможные пути его снижения, а также рассматриваются направления профилактики и улучшения социально-психологического состояния работника.

    The relevance of the research is determined by the influence of social-psychological state of employees on their performance.
    We consider theoretical aspects of the origin and development of job burnout, reveal the reasons and factors affecting the level of job burnout, analyze possible ways of decreasing it and look at measures of its prevention and improvement of social-psychological state of employees.

    Обзор статьи

    Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, возникающий в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» от них, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [1].
    Термин «выгорание» для описания состояния впервые был использован в 1974 году Г. Фроуденбергером. Другие термины использовались для описания условий, подобных выгоранию, таких как «перенапряжение», «нейроциркуляторная астения» и «промышленная усталость».
    Наиболее распространенное определение профессионального выгорания было предложено К. Маслач и С. Джексоном (1981), в котором оно понимается как синдром, характеризующийся эмоциональным истощением, деперсонализацией и низкими профессиональными достижениями, часто встречающийся среди лиц, работающих в тесном контакте с другими людьми [1].
    Поскольку эта формулировка была предложена, эмоциональное истощение и деперсонализация рассматривались как аспекты, связанные с выгоранием, хотя и независимые. Впоследствии толкование профессионального выгорания было расширено, чтобы помимо обслуживания клиентов включить и другие виды работ, способствующие появлению данного синдрома (работа, требующая творчества, решения проблем или наставничества).
    Таким образом, три первоначальных аспекта выгорания начали концептуализироваться в несколько более всеобъемлющих терминов, позволивших охватить не только личные отношения, но и профессиональную деятельность индивидов. В рамках этой концепции «профессиональное истощение» определяется как недостаток энергии и энтузиазма и чувство истощения ресурсов, которое может проявляться в различных симптомах, таких как головные боли, тошнота, мышечное напряжение, боли в пояснице, нарушение сна, нетерпение, раздражительность и т.д.
    В российском обществе не все работники подвержены синдрому профессионального выгорания в одинаковой степени, есть профессии, относящиеся к группам риска [2]:
    1. «Помогающие профессии» – в данном случае речь идет о профессиях, которые сопряжены с постоянным общением с разными людьми. К таким профессиям в основном относятся профессии типа «человек–человек» (педагоги, медики, психологи, юристы, чиновники, работники сервиса и торговли и т.п.).
    2. Еще одна группа риска объединяет людей, которые постоянно переживают внутриличностный конфликт, обусловленный разного рода причинами: низкий уровень оплаты труда, неудовлетворительные условия труда, отсутствие собственного жилья и т.д. Кроме того, сюда же входят и работники, на которых в силу особенностей занимаемой ими должности возложена большая ответственность за результат их труда, что является индикатором соответствия их профессиональных качеств занимаемой должности.
    3. В условиях экономических кризисов формируется еще одна группа риска с точки зрения подверженности синдрому профессионального выгорания – это работники, которые боятся потерять рабочее место.
    4. Также признаки синдрома профессионального выгорания могут проявляться у людей, попавших в новую и непривычную для себя обстановку из-за возникающего чувства некомпетентности и, как следствие, неумения быстро принимать решения и действовать. В таком случае в организации должна функционировать эффективная система адаптации.
    5. Жители мегаполисов, вынужденные постоянно сталкиваться и общаться с огромным количеством разных людей, подвержены синдрому профессионального выгорания больше, чем жители маленьких городов и сельских поселений.

    Список использованной литературы

    1. Еременко Ю.В. Проблемы профессионального выгорания работников в организации // Факторы успеха. 2017. № 2(9). С. 110–114.
    2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 360 с.
    3. Мироненко Е.В. Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания. URL: https://www.all-psy.com/stati/detail/7606 (дата обращения: 14.05.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2