Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, возникающий в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» от них, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [1].
Термин «выгорание» для описания состояния впервые был использован в 1974 году Г. Фроуденбергером. Другие термины использовались для описания условий, подобных выгоранию, таких как «перенапряжение», «нейроциркуляторная астения» и «промышленная усталость».
Наиболее распространенное определение профессионального выгорания было предложено К. Маслач и С. Джексоном (1981), в котором оно понимается как синдром, характеризующийся эмоциональным истощением, деперсонализацией и низкими профессиональными достижениями, часто встречающийся среди лиц, работающих в тесном контакте с другими людьми [1].
Поскольку эта формулировка была предложена, эмоциональное истощение и деперсонализация рассматривались как аспекты, связанные с выгоранием, хотя и независимые. Впоследствии толкование профессионального выгорания было расширено, чтобы помимо обслуживания клиентов включить и другие виды работ, способствующие появлению данного синдрома (работа, требующая творчества, решения проблем или наставничества).
Таким образом, три первоначальных аспекта выгорания начали концептуализироваться в несколько более всеобъемлющих терминов, позволивших охватить не только личные отношения, но и профессиональную деятельность индивидов. В рамках этой концепции «профессиональное истощение» определяется как недостаток энергии и энтузиазма и чувство истощения ресурсов, которое может проявляться в различных симптомах, таких как головные боли, тошнота, мышечное напряжение, боли в пояснице, нарушение сна, нетерпение, раздражительность и т.д.
В российском обществе не все работники подвержены синдрому профессионального выгорания в одинаковой степени, есть профессии, относящиеся к группам риска [2]:
1. «Помогающие профессии» – в данном случае речь идет о профессиях, которые сопряжены с постоянным общением с разными людьми. К таким профессиям в основном относятся профессии типа «человек–человек» (педагоги, медики, психологи, юристы, чиновники, работники сервиса и торговли и т.п.).
2. Еще одна группа риска объединяет людей, которые постоянно переживают внутриличностный конфликт, обусловленный разного рода причинами: низкий уровень оплаты труда, неудовлетворительные условия труда, отсутствие собственного жилья и т.д. Кроме того, сюда же входят и работники, на которых в силу особенностей занимаемой ими должности возложена большая ответственность за результат их труда, что является индикатором соответствия их профессиональных качеств занимаемой должности.
3. В условиях экономических кризисов формируется еще одна группа риска с точки зрения подверженности синдрому профессионального выгорания – это работники, которые боятся потерять рабочее место.
4. Также признаки синдрома профессионального выгорания могут проявляться у людей, попавших в новую и непривычную для себя обстановку из-за возникающего чувства некомпетентности и, как следствие, неумения быстро принимать решения и действовать. В таком случае в организации должна функционировать эффективная система адаптации.
5. Жители мегаполисов, вынужденные постоянно сталкиваться и общаться с огромным количеством разных людей, подвержены синдрому профессионального выгорания больше, чем жители маленьких городов и сельских поселений.