ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Конкурентное партнерство предпринимательских организаций

Competitive Partnership of Business Organizations



А.Х. Хакимов
A.Kh. Khakimov
nsr12@mail.ru
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
doctorate student, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предпринимательская среда
  • конкурентные факторы
  • конкуренция
  • методологические подходы
  • стимулирование
  • конкурентное партнерство
  • интеграция
  • Keywords:

  • business environment
  • competition factors
  • competition
  • methodological approaches
  • stimulation
  • competitive partnership
  • integration
  • В статье раскрыты методологические подходы к идентификации конкуренции. Обоснована правомерность использования термина «конкурентное партнёрство», раскрыто его содержание и методология формирования. Рассматривается возможность организации конкурентного партнёрства в условиях вертикальной и горизонтальной интеграции и в целом в интегрированных экономических системах.

    We reveal methodological approaches to the identification of competition. We substantiate the correctness of using the term “competitive partnership”, specify its meaning and the method of its development. We consider the possibility of organizing competitive partnership under vertical and horizontal integration as well as in integrated economic systems.

    Обзор статьи

    Структура предпринимательской среды в России и её регионах отличается неоднородностью. Среди факторов, обуславливающих эту неоднородность, выделяются конкурентные факторы: различная степень интенсивности конкурентных процессов, протекающих в пределах тех или иных территориальных образований, в сформировавшихся территориально-отраслевых комплексах; характер конкурентных отношений и их экономическая природа; методы конкуренции, используемые субъектами предпринимательской деятельности в реализации собственных целей и стратегий; результаты, достигнутые органами государственного и регионального регулирования конкурентных взаимоотношений и другие [3; 4; 5; 7; 10].
    Конкурентные факторы предпринимательства формируются вследствие и на основе действия конкуренции, которая, как известно, обладает мощной стимулирующей функцией, инициирующей прогрессивные изменения в системе хозяйствования и являющейся, в этой связи, залогом развития. Стимулирующая роль конкуренции, однозначно проявляющаяся на макроуровне или на уровне регионов, в иных условиях, в частности, на микроуровне, т.е. на уровне, где функционируют, собственно, отдельные субъекты предпринимательства, сопряжена с появлением ряда противоречий. Основной из них базируется на отсутствии заинтересованности в активизации конкуренции у представителей реальной бизнес-среды, для которых конкуренция – генератор сложностей, на который нельзя не реагировать, даже осознавая и признавая её стимулирующий макроэкономический потенциал.
    Указанное противоречие вполне объективно. На практике оно проявляется в стремлении предпринимательских организаций к снижению конкурентной напряжённости и установлению особых межсубъектных взаимодействий, которые можно охарактеризовать как конкурентное партнёрство.
    Рассмотреть социально-экономическую суть конкурентного партнёрства как уникального явления поможет анализ трудов ряда ведущих представителей отечественной науки, обобщивших и развивших труды классиков теории конкуренции (К. Маркса, Й. Кирнцера, М. Бертера и целого ряда других), раскрывших методологию конкуренции, её принципы, методы, инструменты и определивших предпосылки и ключевые признаки конкурентного партнёрства. Наиболее значительный вклад в изучение данного аспекта конкурентной проблематики внесли работы Ю.В. Тарануки, С.Г. Светунькова, А.А. Литвинова, Я.Ю. Саликовой, Е.В. Песоцкой, в которых представлены методологические подходы к исследованию конкуренции и условий для формирования конкурентного партнёрства. В работе С.Г. Светуньковаи Я.Ю. Саликовой [11] выделены три методологических подхода к идентификации конкуренции как процесса и явления.
    Первый из подходов характеризует конкуренцию только как состязательность на рынке. Этот подход отличает ряд исследований, которые проводились отечественными специалистами в период известных реформ и основывались, главным образом, на трудах зарубежных авторов, представленных в этот период недостаточно полно.
    Второй подход исходит из классической экономической теории. Он идентифицирует конкуренцию как элемент, имманентный рыночному механизму и неотделимый от этого механизма.
    Третий подход рассматривает конкуренцию как одну из детерминированной специфики отраслевых рынков. Состояние конкуренции, конкурентных процессов в соответствии с этим подходом есть критерий, с помощью которого может быть определён тип отраслевого рынка.

    Список использованной литературы

    1. Афоничкин А.И., Гусев М.Г., Бубликова Н.Я., Андреев А.Н. Стратегические формирования технологических цепочек в интегрированных экономических системах. Тольятти: Изд-во Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2008.
    2. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2002.
    3. Глухих А.В. Корпоративное управление в организации. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2005.
    4. Горбунов А.А. Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельности в промышленности: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2011. С. 165.
    5. Горбунов А.А. Предпринимательская среда в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория и практика: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2012. С. 282.
    6. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Челябинск: Социум, 2010.
    7. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. М.: Юрайт, 2012.
    8. Портер М. Конкурентные силы и формирование стратегий. СПб.: Питер, 2001.
    9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2014.
    10. Ротенберг Б.Б. Опережающая конкурентоспособность промышленных предприятий: дис. … канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
    11. Солихова Я.Ю., Светуньков С.Г. Формирование маркетинговых стратегий в условиях конкуренции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2