ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновации в сетевом гостиничном бизнесе

Innovations in Chain Hotel Business



С.А. Уваров
М.В. Волошинова
А.В. Кучумов
S.A. Uvarov
M.V. Voloshinova
A.V. Kuchumov
s_uvarov@mail.ru
voloshinova@unecon.ru
arturspb1@yandex.ru
профессор кафедры торгового дела и товароведения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
professor, the Department of Commerce and Merchandising, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гостиницы
  • отели
  • инновация
  • гостиничные сети
  • цифровизация гостиничного бизнеса
  • качество услуг
  • Keywords:

  • hotels
  • inns
  • innovation
  • hotel chains
  • digitalization of hotel business
  • quality of services
  • Актуальность исследования обосновывается необходимостью цифровизации современного туристического бизнеса, что значительно увеличит доступность туристических поездок. При этом наиболее результативным способом достижения высокого качества услуг является разработка и внедрение таких сервисных технологий в гостиничном бизнесе, которые в настоящее время не так широко применяются в сфере гостеприимства, то есть внедрение инноваций.
    В статье рассматриваются вопросы классификации инноваций в гостиничном бизнесе. Авторами представлена собственная классификация инноваций в гостиничном бизнесе, выделены условия, при которых уместны инновации в гостинице и сделан вывод о том, что в современных условиях инновации являются обязательной составляющей деятельности мировых гостиничных сетей.

    The need in the digitalization of modern tourist business to increase the accessibility of tours determines the relevance of the research. Developing and implementing such service technologies that are not widely used in the hotel business at the moment, i.e. innovations, is believed to be the most productive way of securing high quality of service.
    We consider the issue of developing the classification of innovations in the hotel business. We offer our own classification of innovations in the hotel business, describe the conditions determining the relevance of innovations in hotels and make a conclusion that currently innovations are an essential component of operation of international hotel chains.

    Обзор статьи

    Количество туристов во всем мире увеличивается с каждым днем. Цифровизация туристического бизнеса позволяет сделать туристическую поездку гораздо боле доступной, чем еще десяток лет назад. Высокий спрос потребителей на гостиничные услуги, рост конкуренции, запросы клиентов к качеству гостиничных услуг ставят вопрос предпринимателям (владельцам гостиничных комплексов и сетей) о разработке эффективной политики управления качеством услуг, которое включает в себя экономические, социальные, технологические и правовые аспекты. От качества предоставления клиентам услуг зависит экономическая эффективность гостиницы или отеля, его популярность и репутация среди туристов и конкурентов.
    В связи с данным фактом возникает необходимость целенаправленной, продуманной, тщательно спланированной работы гостиничных предприятий по совершенствованию качества и расширению ассортимента услуг, одним из способов достижения которых является разработка и внедрение такого сервиса, технологий, предоставляемых услуг, которые не используются другими гостиницами или не так широко применяются в сфере гостеприимства.
    В наше время, когда активно развиваются новые технологии и научно- технический прогресс не стоит на месте, внедрение инновационных решений позволяет повысить эффективность бизнеса и найти новые возможности улучшения качества услуг и расширить их диапазон. Сейчас рынок товаров и услуг крайне разнообразен, придумать что-то новое и необходимое для клиентов становится всё труднее, поэтому инновационная деятельность стала актуальна как никогда. Она проникает во все сферы бизнеса и производства, так как каждый предприниматель старается заполучить как можно больше гостей и расширить сегмент потребителей.
    Однако использование инноваций в гостиничном бизнесе не такая простая задача. В настоящее время даже отели не самого высоко уровня оснащены всеми необходимыми удобствами, начиная от бесплатного интернета в каждом номере до массажного или SPA-салона или своего фитнес зала.
    Использование инноваций в гостиничном бизнесе – это не только необходимость придумывать что-то новое и не использованное ранее, но также вложение определенных средств и возможность их окупаемости путем привлечения большего количества клиентов.
    В условиях активно развивающейся гостиничной индустрии, необходимым требованием для организаций становится поиск и создание новых продуктов и технологий.
    По данным ВТО, в мире действует более 16 миллионов гостиниц, причем 20% из них относятся к гостиничным сетям [4]. В основном сети работают по системе франчайзинга. Понятие «инновация» в переводе с английского языка означает «обновление» (или «изменение»), а если дословно – «Innovation» – «особое явление или культуры, которого не было на предшествующих этапах развития, которое появилось на данной стадии и получило в ней признание (социализировалось и закрепилось)».
    Во многих науках, например, в психологии, педагогике, экономике, социологии, культурологии, инновационном менеджменте используется определение «инновация», которое имеет свои специфические особенности.

    Список использованной литературы

    1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Аст, Харвест, 2009. 235 с.
    2. Гончаренко Л.П., Олейников Е.А., Городничев П.Н. [и др.]. Инновационный менеджмент / под ред. Е.А. Олейникова. М.: ГУ РИНКЦЭ, 2004.
    3. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации / пер. с англ. и ред. К.С. Головинского. М.; СПб.–Киев: Вильямс, 2007. 423 с.
    4. Крупнейшие гостиничные сети. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/10/21/821544 (дата обращения: 15.06.2019).
    5. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 608 с.
    6. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 237 с.
    7. Молчанова Т.К., Латушко Н.А., Рубан Д.А. Диспропорции российской индустрии туризма и гостеприимства: инновационные и пространственные аспекты // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 3. С. 41–46.
    8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
    9. Человек и общество: Культурология: словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 198 с.
    10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007. 861 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2