ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стимулирование профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава российских образовательных организаций высшей школы

Stimulation of Professional Activity of Teaching Staff at Russian Institutions of Higher Education



В.И. Сигов
И.Е. Сморудов
V.I. Sigov
I.E. Smorudov
dekanat205@mail.ru
igorsmorudov@gmail.com
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
аспирант кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
post-graduate student, the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальная сфера
  • заработная плата
  • дифференциация оплаты труда
  • высшая школа
  • профессиональная деятельность работника
  • региональное развитие
  • усиление дифференциации
  • Keywords:

  • social sphere
  • salary
  • differentiation of wages
  • Higher school
  • employee’s professional activity
  • regional development
  • growth of differentiation
  • Рассматриваются изменения в сфере оплаты труда и начисления заработной платы в российских образовательных организациях, связанные с актуализацией Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Авторы обосновывают идею о том, что реализация мер данного Указа приведет к усилению дифференциации уровня оплаты труда работников как между отраслями, так и между регионами РФ. Также данные меры будут способствовать дифференциации преподавателей высшей школы по заработной плате.

    We consider changes in wages and calculation of salaries in Russian educational institutions connected with RF Presidential Edict No. 597 of 07.05.2012 “On measures of implementing government social policy”. We prove the idea that the measures listed in the edict in question will result in growing differentiation of wages between industries as well as regions of the Russian Federation. In addition, these measures will contribute to differentiation among higher school teachers as far as their salary is concerned.

    Обзор статьи

    Актуальное нормативно-правовое обеспечение определяет необходимость реализации в отдельных отраслях и сферах деятельности мер, которые, в итоге, будут способствовать усилению дифференциации в размере оплаты по отраслям и по субъектам РФ, что может негативно повлиять на развитие некоторых из них.
    С течением времени изменяется не только нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность отдельных сфер и отраслей хозяйствования, но и подходы к управлению в организациях, относящихся к этим сферам деятельности. Подобные изменения взаимосвязаны между собой, что предполагает при следовании одному необходимость реализации другого.
    Так, в мае 2012 года Президентом РФ В.В.Путиным был подписан Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1]. В связи с широким охватом планируемых мероприятий его реализация должна была происходить поступательно, и, соответственно, планомерно затрагивать интересы работников социальной сферы. В ходе реализации намеченных мероприятий появлялась возможность для использования уже полученного опыта при достижении задач на следующем этапе. Так, прежде всего в 2012 г. должна была вырасти заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования, и ее размер должен был соотноситься с размером заработной платы в субъекте РФ.
    К 2013 г. размер оплаты труда должен был измениться для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Массовые изменения были намечены на 2018 год. В этот период рост реальной заработной платы был запланирован на уровне 1,4–1,5 раза. Кроме того, предполагалось повышение уровня заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также работников в сфере культуры. Размер заработной платы должен был быть доведен до средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации. Повышение средней заработной платы врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должно было быть осуществлено в размере до 200% от средней заработной платы в регионе. Помимо заработной платы, Указом было регламентировано число высококвалифицированных работников, которое к 2020 году должно было составить не менее трети от числа квалифицированных работников.
    Отметим при этом, что в Указе не уточнено, будет ли зарплата упомянутых выше групп работников индексироваться в процессе действия Указа, т.е. до 2020 года, или ее размер будет установлен один раз соразмерно сравниваемым показателям определенного года. Также следует уточнить, что подобные меры не только существенно повышают привлекательность профессий, относящихся к социальной сфере, но и ставят в зависимость уровень зарплаты от среднего уровня зарплаты в субъекте РФ. То есть в депрессивных регионах вне зависимости от личных инициатив работника, уровень вознаграждения за труд будет меньше, чем в развитых субъектах РФ. Создаваемое положение приведет к ещё большей дифференциации регионов, в том числе по такому показателю, как уровень зарплаты работников социальной сферы. В дальнейшем это может стать сдерживающим фактором в развитии интеграции [5].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/president/ukaz/37 (дата обращения: 12.06.2019).
    2. Приказ Росстата от 21.02.2013 № 70 «Об утверждении методики расчета показателя «Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе, в процентах» // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.06.2019).
    3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Глазов М.М. [и др.]. Менеджмент. Изд. 3-е, доп. и перераб. СПб.: Астерион, 2014. 433 с.
    5. Евменов А.Д., Фирова И.П., Редькина Т.М. Институциональные и инфраструктурные аспекты развития процесса территориальной интеграции: науч. издание. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
    6. Заработная плата // Юридический бизнес-журнал «Бизнес и закон»: [сайт]. URL: https://businessizakon.ru/zarabotnaya-plata.html (дата обращения: 12.06.2019).
    7. Сигов В.И., Воротынская А.М., Поздеева Е.А. Современные проблемы российской экономики труда. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2