ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Финансовые технологии и их влияние на банковскую деятельность

Financial Technologies and their Impact on Banking Activities



Н.П. Радковская
М.С. Соболь
N.P. Radkovskaya
M.S. Sobol
nprad2@gmail.com
msdeso@yandex.ru
профессор кафедры банков, финансовых институтов и страхования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Professor, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
post-graduate student, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • инновации
  • финансовые технологии
  • клиентоцентричность
  • бизнес-модели
  • цифровая трансформация
  • финтехкомпании
  • стартапы
  • цифровые банки
  • экосистемы
  • Keywords:

  • innovations
  • financial technologies
  • client-centered approach
  • business models
  • digital transformation
  • financial technologies companies
  • startups
  • digital banks
  • ecosystems
  • В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием финансовых технологий, оказывающих влияние на банковский бизнес и потребительское поведение клиентов. Исследуются основные направления разработки и внедрения банковских инноваций, а также проблемы цифровой трансформации и появления цифровых банков в России. Авторами на примере организации процесса кредитования корпоративных клиентов доказана необходимость совершенствования системы документооборота и идентификации клиентов на основе использования цифровых технологий и биометрии.

    The article discusses issues related to the development of financial technologies affecting banking business and customer behavior. The main directions of the development and implementation of banking innovations, as well as the problems of digital transformation and the emergence of digital banks in Russia are studied. We prove the need to improve the system of document management and customer identification by using digital technologies and biometrics by the example of lending to corporate clients.

    Обзор статьи

    Стремительное развитие цифровых технологий, машинного обучения, открытых интерфейсов охватывает все сферы деятельности, связанные с обслуживанием клиентов, в том числе и на финансовом рынке.
    В настоящее время к наиболее перспективным финансовым технологиям можно отнести:
    ● Big Datу и анализ данных;
    ● мобильные технологии;
    ● роботизацию;
    ● биометрию;
    ● распределенные реестры;
    ● облачные технологии;
    ● виртуальную и расширенную реальность;
    ● искусственный интеллект.
    Повсеместное внедрение финансовых инноваций способствует появлению новых продуктов, модернизации уже существующих на основе их дополнения различными сервисами и нефинансовыми услугами, направленными на максимальное удовлетворение потребностей клиентов (табл. 1).
    На этом фоне банки активно внедряют собственные инновации в сфере информационных, документарных, компьютерных технологий, позволяющие не только оптимизировать внутрибанковских процессы, но и устанавливать эффективное взаимодействие с клиентами в процессе реализации продуктов и услуг.
    Одновременно с использованием новых технологических решений при предоставлении финансовых продуктов и услуг должна повышаться и эффективность взаимодействия с клиентами в части упрощения процедур и сокращения времени обслуживания. Особенно важным это является при кредитовании предприятий реального сектора экономики.
    Процесс банковского кредитования корпоративных клиентов юридических лиц сопряжен с множеством обязательных процедур, направленных прежде всего на снижение кредитного риска, связанного с обеспечением возврата выданных ссуд. Все это требует тщательного анализа финансового состояния заемщика, его конкурентной позиции на рынке, бизнес-плана кредитуемой сделки и других параметров. При этом часто от момента получения банком кредитной заявки до принятия решения и выдачи кредита проходит от 10 дней и более (рис. 1).
    На оперативное оформление кредитной сделки оказывает влияние время подготовки пакета документов заемщиком и последующей проверки различными службами банка.
    К основным группам документов, предоставляемым заемщиком в банк, как правило, относят:
    ● документы, подтверждающие правоспособность заемщика как юридического лица;
    ● документы, представляющие бизнес-деятельность заемщика;
    ● документы, характеризующие финансовое состояние заемщика;
    ● документы, обосновывающие цель, объемы и сроки кредита;
    ● документы, представляемые заемщиком в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору.

    Список использованной литературы

    1. Свон М. Блокчейн: Схема новой экономики / пер. с англ. М.: Олимп–Бизнес, 2017. 240 с., ил.
    2. Государство, бизнес, IT. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 28.06.2019).
    3. Формирование экосистемы. URL: https: //2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/best-customer-experience/business-ecosystem (дата обращения: 28.06.2019).
    4. Основные направления развития финансовых технологий на 2018–2020 гг. // Центральный Банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/36231/ON_FinTex_2017.pdf (дата обращения: 28.06.2019).
    5. Смарт-контракты (Финтех) // Центральный Банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/47862/SmartKontrakt_18-10.pdf (дата обращения: 28.06.2019).
    6. Аналитические материалы // Центральный Банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/fintech/analiticheskie-materialy/ (дата обращения: 28.06.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2