ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в Российской Федерации

Development of Mechanisms of Attracting Investment Resources in Russian Federation



В.Э. Кроливецкая
И.П. Леонтьева
V.E. Krolivetskaya
I.P. Leontyeva
mail26@yandex.ru
leoni64@mail.ru
зав. кафедрой финансов и кредита, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
Head of the Department of Finance and Credit, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • монетарная политика
  • механизмы формирования ресурсной базы
  • инвестиционные кредиты
  • инфраструктурные облигации
  • инфраструктурная ипотека
  • фабрика проектного финансирования
  • Keywords:

  • monetary policy
  • mechanisms of creating resource base
  • investment credits
  • revenue-yielding bonds
  • infrastructure mortgage
  • project finance factory
  • В статье систематизированы возможности развития механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в реальную экономику. Сформулированы основные направления трансформации монетарной политики Банка России и депозитно-кредитной политики коммерческих банков с целью формирования долгосрочной ресурсной базы для инвестиций. Предложены схемы оптимизации пропорций между частными и государственными инвестициями, позволяющие шире использовать возможности финансового рынка.

    We systemize the possibilities to develop the mechanisms of attracting investment to real sector. We pose the main directions of transforming the monetary policy of the Bank of Russia and deposit-credit policy of commercial banks to establish a long-term resource base for investment. We suggest schemes to optimize the proportion between private and government investment offering a wider use of financial market opportunities.

    Обзор статьи

    Инвестиции – главный фактор роста российской экономики. Поэтому от того, насколько банковская система и финансовый рынок способны генерировать инвестиции в реальную экономику, будут зависеть темпы экономического роста, которые должны быть существенно выше прогнозируемых (4–5% вместо 1,2–1,7%), чтобы достичь целевых показателей развития страны к 2024 году.
    Ключевым фактором увеличения возможностей привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор может стать повышение уровня монетизации экономики. Так, эмпирические исследования с использованием российских статистических данных [6], а также анализ факторов ускорения национальных экономик других стран [5] доказывают, что рост монетизации ВВП стимулирует экономический рост, поскольку, с одной стороны, способствует активизации долгосрочного банковского кредитования вследствие роста спроса на кредиты со стороны предприятий реального сектора, с другой – стимулирует увеличение рыночной капитализации компаний, то есть, обеспечивает рост инвестиций в основной капитал за счет привлеченных и собственных средств.
    Уровень монетизации российской экономики недостаточен, причем за последний год он снизился с 44 до 42%, главным образом вследствие проводимой Банком России достаточно жесткой денежно-кредитной политики, характеризующейся высокими процентными ставками и способствующей ограничению денежного предложения и кредитной активности коммерческих банков.
    Считаем, что вектор монетарной политики следует менять, поскольку российский опыт двух последних десятилетий показывает, что в силу преимущественного действия немонетарных факторов инфляции увеличение денежного предложения оказывает слабое влияние на динамику цен, но при этом стимулирует экономический рост. Так, в 2006–2007 гг. вследствие роста денежной массы (более 40% в год) имела место позитивная динамика прироста как ВВП (8,2 и 8,5%), так и инвестиций в основной капитал российских предприятий (17,8 и 23,8%), в то время как сокращение денежного предложения в 2008 г. спровоцировало снижение темпов роста ВВП и падение инвестиционной активности в период 2008–2010 гг. При этом в периоды роста денежной массы темпы инфляции снижались, в период существенного денежного сжатия – напротив, росли.
    В этой связи заслуживают внимания предложения отдельных экономистов сменить режим таргетирования инфляции на режим таргетирования экономического роста [1]. Трансформация монетарной политики требует стимулирования кредитного и фондового каналов эмиссии денег, которые в настоящее время составляют только 9,1% и 2,5% . Опыт ФРС и ЕЦБ свидетельствует, что такая эмиссия денег позволяет сформировать долгосрочное денежное предложение со стороны регулятора и обеспечить его адресное направление на кредитование инвестиционных проектов [4].
    Механизмы формирования ресурсной базы могут быть различными: Банк России может покупать в свой портфель больше государственных долгосрочных облигаций или использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Важно, чтобы средства, привлеченные банками от Центробанка, направлялись на цели кредитования конкретных заемщиков, что возможно в том случае, если обеспечением по кредитам Центрального банка выступают нерыночные активы.
    При этом процентная ставка за использование денег Центрального банка должна быть низкой(4–5%), поскольку опыт долгосрочного кредитования Банком России в 2015–2018 гг. приоритетных отраслей под 6,5–8,5% свидетельствует о том, что кредитные ресурсы были недостаточно востребованы заемщиками в силу того, что средний уровень рентабельности активов в промышленности ниже стоимости кредитов (в 2018 г. он составил только 6,4%).

    Список использованной литературы

    1. Афанасьева О.Н. Направления совершенствования денежно-кредитной политики Банка России с целью развития национальной экономики // Банковское дело. 2019. № 4. С. 8–11.
    2. Курбанов Н.Х., Шийко В.Г. О некоторых проблемах развития российского банковского сектора // Экономические науки. 2018. № 9(166). С. 118–121.
    3. Мамонов М. [и др.]. Поиск оптимальной глубины и структуры финансового сектора с точки зрения экономического роста, макроэкономической и финансовой стабильности // Деньги и кредит. 2018. Т. 77. № 3. Сентябрь. С. 89–123.
    4. Усоскин В.М. «Нестандартная» монетарная политика: методы и результаты // Деньги и кредит. 2016. № 11. С. 12–18.
    5. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика / под ред. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2014. 496 с.
    6. Ono S. Financial Development and Economic Growth: Evidence from Russia // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64 (2). Р. 247–256.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2