ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концептуальные подходы к формированию механизма повышения эффективности организации сферы культуры

Conceptual Approaches to the Formation of the Mechanism of Enhancing the Effectivenes of the Organization in the Sphere of Culture



К.Б. Костин
Н.В. Сабельникова
K.B. Kostin
N.V. Sabelnikova
kost_kos@mail.ru
kit.producer@mail.ru
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры продюсирования кино и телевидения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
Professor, the Department of World Economy and International Cooperation, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Associate Professor
Senior Lecturer, the Department of Film and Television Producing, Saint-Petersburg State University of Film and Television
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера культуры
  • управление
  • механизм
  • социально-экономическая эффективность
  • программно-целевое планирование
  • стратегия
  • Keywords:

  • sphere of culture
  • management
  • mechanism
  • socio-economic efficiency
  • program targeted planning
  • strategy
  • В статье обоснована актуальность пересмотра подходов к управлению организациями в сфере культуры в условиях становления цифровой экономики. Исследованы особенности современной культуры как объекта управления, выявлены и систематизированы ключевые проблемы управления в сфере культуры. Рассмотрены направления модернизации, описаны концептуальные подходы к формированию механизма повышения эффективности организации, дана этапная последовательность действий по формированию механизма.

    The article substantiates the relevance of revising current approaches to the cultural management in the context of digital economy development. It further explores special features of modern culture as an object of management, reveals and codifies key issues of cultural management. The study covers ways of modernization, describes conceptual approaches to the formation of a mechanism of enhancing the organization performance and provides a stepwise sequence of actions to form the mechanism.

    Обзор статьи

    В настоящее время закончилась эра эстетически-развлекательной роли культуры и наступила эра, в которой культуре отводится созидательная, управляющая роль. Культурные и креативные индустрии производят 4,5% мирового внутреннего валового продукта с прогнозируемым ростом в 10% ежегодно и развиваются быстрее, чем сферы производства и услуг. В странах Европейского Союза сфера культуры – сектор, демонстрирующий лучшие темпы роста и эффективное создание рабочих мест [6]. Проблема повышения эффективности деятельности организаций сферы культуры, понимаемой на различных уровнях обобщения, в Российской Федерации является острой и актуальной. Это связано, в первую очередь, со сменой вектора культурной политики, усилением внимания к культуре как фактору национальной безопасности, ее ролью в процессах социокультурной модернизации российского общества, формирующих новую систему ценностей, соответствующих инновационному социально ориентированному типу экономического развития, а также необходимостью восстановления единого культурного пространства страны.
    Управление как деятельность базируется на устоявшихся со временем принципах, выполняет определенные функции и преследует вполне конкретную цель – обеспечение эффективности экономической деятельности любой организации [3].
    Управление в сфере культуры является институционализированной областью профессиональной деятельности, особенности и подходы к которой связаны со спецификой сферы культуры как объекта управления. По мнению Г.Л. Тульчинского, руководитель в сфере культуры должен быть экономически и юридически грамотным специалистом, полноценно компетентным в вопросах менеджмента без всяких скидок на «специфику сферы культуры» [4].
    Необходимость модификации традиционных подходов к управлению определяют такие специфические особенности сферы услуг как объекта управления, как: более тесная сопряженность учреждений и организаций сферы культуры с такой составляющей внешней среды, как государство, а также тесная взаимосвязь культурной деятельности и культурного туризма; многоканальный характер финансирования в сфере культуры; особенности культурных услуг как услуг, удовлетворяющих неутилитарные потребности людей в специфических эмоциях и переживаниях, которые влияют на особенности рынка и подходы к управлению субъектами рынка; значительная ведомственная разобщенность, отсутствие целостного культурно-информационного пространства. Отметим, что сфера культуры является основой новой экономической модели – информационной экономики, в которой стремительно появляются новые сегменты рынка (например, кабельное телевидение, netart, netculture и т.п.), или по новым правилам функционируют старые (например, музеи, радиоиндустрия).
    Основы государственной культурной политики Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности и другие документы выделяют такие проблемы и тенденции, как утрата исторической памяти, утрата и рост числа объектов исторической памяти, находящихся в неудовлетворительном состоянии [5]. Отмечается падение интереса к классической культуре, общая тенденция снижения уровня образованности населения [7]. В области государственной поддержки сохраняется проблема неэффективного распределения ресурсов, выделяемых в рамках государственных программ поддержки сферы культуры. Сохраняются значительные региональные диспропорции в развитии сферы культуры, в ряде регионов, характеризующихся достаточным потенциалом для развития культурного и познавательного туризма, современная туристическая инфраструктура отсутствует. Сотрудники государственных учреждений сферы культуры не всегда обладают необходимым комплексом профессиональных компетенций. Указанная совокупность проблем требует пересмотра подходов к управлению в сфере культуры.

    Список использованной литературы

    1. Благова И.Ю. Влияние уровня социально-экономического развития региона на качество культурной жизни населения // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал / Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. СПб., 2016. № 1. С. 22–31.
    2. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 18–24.
    3. Герчикова И.Н. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 564 с.
    4. Менеджмент в сфере культуры / под общ. ред. И.М. Болотникова, Г.Л. Тульчинского. СПб.: Лань, 2007. 351 с.
    5. Основы государственной культурной политики Российской Федерации. Утв. Указом Президента № 808 от 24.12.2014 года // Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]. URL: http://mkrf.ru/info/foundations-state-cultural-policy/ (дата обращения: 19.04.2019).
    6. Программа ЕС-Восточного Партнерства «Культура и Креативность». URL: https://www.culturepartnership.eu/ (дата обращения: 30.04.2019).
    7. Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика // Информационно-аналитический журнал «Университетская книга». URL: http://www.unkniga.ru/news/8004-tsifrovizatsiya-v-sfere-kultury-zakonodatelstvo-i-pravoprimenitelnaya-praktika.html (дата обращения: 30.04.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2