ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Экономическая безопасность и устойчивость развития приграничных регионов

Economic Security and Sustainability of Frontier Regions Development



Н.А. Ганчар
N.A. Ganchar
dept.keb@unecon.ru
соискатель кафедры экономической безопасности, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Applicant at the Department of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • теория катастроф
  • теория рисков
  • приграничный регион
  • угрозы
  • интересы
  • устойчивое развитие
  • Keywords:

  • economic security
  • catastrophe theory
  • risks theory
  • frontier region
  • interests
  • threats
  • sustainable development
  • Приграничные регионы представляют собой территории, на которых наиболее остро проявляются угрозы экономической безопасности. Их неэффективная нейтрализация может вести к распространению угроз экономической безопасности во внутренние регионы страны и дестабилизации развития. Устойчивость развития является одним из ключевых императивов современности, и выявление взаимосвязей между экономической безопасностью приграничного региона и устойчивостью его социально-экономического развития создает условия для повышения эффективности управления.

    Frontier regions are territories most at risk of economic security threat. Insufficient neutralization of the risks might result in wide spread of economic security threats into the hinterland and destabilization of the development. Sustainability of development is considered to be one of the key imperatives of modernity and revealing inter-linkages between economic security of a frontier region and sustainability of its social and economic development create conditions for strengthening management efficiencies.

    Обзор статьи

    Экономическая безопасность является относительно новым направлением в социально-экономических исследованиях, зародившимся в 90-е годы XX века. К настоящему времени в России и за рубежом сформировались отдельные направления и школы, базирующиеся на различном теоретическом фундаменте, например, некоторые исследователи рассматривают экономическую безопасность в рамках теории катастроф и теории рисков.
    Теория катастроф основывается на том, что развитие любой социально-экономической системы представляет собой некоторую последовательность различных этапов, включая периоды кардинальных изменений, в течение которых происходит потеря равновесия, приводящая к хаосу и разрушению существующей структуры. Хаос сменяется этапом восстановления равновесия и дальнейшим развитием на качественно новом уровне.
    Теория риска в интерпретации А. Маршалла и А. Пигу (неоклассическая теория риска) говорит о том, что субъекту экономической активности следует ориентироваться на два критерия: величина ожидаемой (планируемой) прибыли и прогнозная изменчивость ее изменений (колебаний). При анализе альтернативных вариантов решений предпочтение отдается тому, который характеризуется наименьшей изменчивостью прибыли. Отсюда следует приоритет устойчивости перед прибыльностью. Поэтому эволюционное развитие, которое может обеспечить меньшую эффективность в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе обеспечивает больший совокупный эффект вследствие предсказуемости изменений для бизнеса и социальных институтов.
    Несмотря на принципиальные различия в категориальном аппарате теории катастроф и теории рисков можно выделить некоторую общность в философском понимании развития: движение к устойчивости через множественные неустойчивости и изменчивости. Выявление общности позволяет перейти к представлению об экономической безопасности, не противоречащему обеим рассматриваемым теориям, а также классическому определению экономической безопасности через состояние, обеспечивающее защиту интересов некоторого субъекта, данному В.К. Сенчаговым. Внешние и внутренние условия, которые являются неблагоприятными для развития субъектов социально-экономических отношений и которые могут нанести ущерб их интересам, можно трактовать и как факторы изменчивости параметров, характеризующих уровень ее развития, или факторов риска, и как факторы потери равновесия, определяющие вероятности катастрофы, которая может привести к неуправляемому состоянию (турбулентности). Можно, однако, встретить определение экономической безопасности региона как динамическое свойство данной сложной социально-экономической системы, определяющее ее способность стимулировать прогрессивное развитие [9]. Подобное определение вряд ли может быть принято как рабочее: оно не является конструктивным, не позволяет обеспечить выход на субъекты управления экономической безопасностью, требует доопределения (например, в части уточнения термина «стремительно», неясно, какого рода локальные проблемы могут и должны быть решены в рамках обеспечения экономической безопасности), не позволяет, в отличие от общепринятых определений, связать экономическую безопасность и устойчивость развития региона.

    Список использованной литературы

    1. Ильичев И.Е. Конкурентные преимущества и безопасность приграничных регионов России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4. С. 55–62. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения 20.07.2019).
    2. Каменева Т.Н., Абраменко А.А. К вопросу о безопасности жизнедеятельности в приграничном регионе // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-prigranichnom-regione (дата обращения: 29.07.2019).
    3. Куклина Е.А., Старикова О.В. Устойчивое развитие регионов России и региональная безопасность в контексте NewNormal // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 401–419. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26525760_36486337.pdf (дата обращения 27.07.2019).
    4. Лаврова Е.В. Трансграничное сотрудничество: проблемы, перспективы и экономическая безопасность // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-5. С. 1026–1030. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28155505_40979745.pdf (дата обращения 27.07.2019).
    5. Лачинский С.С. Оценка влияния программ приграничного сотрудничества на экономическую безопасность регионов западного порубежья России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). № 2. С. 117–127. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36904806_49712502.pdf (дата обращения: 13.07.2019).
    6. Лузинян С.Г., Гордиенко Д.В. Об оценке уровня экономической безопасности приграничных регионов ДВФО России в свете развития обстановки в СВА** // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2014. Т. 19. № 19. С. 306–3256. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22653042_29364449.pdf (дата обращения 19.07.2019).
    7. Михайлова Н.В., Абдель Д.Н.А. Влияние миграционных процессов приграничных регионов Центральной России на национальную безопасность Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 9 (123). С. 18–24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36904806_49712502.pdf (дата обращения 21.07.2019).
    8. Мищук С.Н., Комарова Т.М. Миграция и демографическая безопасность приграничного региона Дальнего Востока России (на примере Еврейской автономной области). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24783468_90738198.pdf(дата обращения 20.07.2019).
    9. Орлов В.И. Угрозы экономической безопасности приграничных регионов // Право. Общество. Государство: сб. науч. статей. СПб., 2017. С. 110–115. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30043454_35961739.pdf (дата обращения: 19.07.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2