ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ возможностей улучшения процесса управления автомобильным производством

Examination of Opportunities for Automotive Industry Management Improvement



Е.М. Абалуева
E.M. Abalueva
barlеcorn@mail.ru
аспирант кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student, the Department of Statistics and Econometrics, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • автомобильная промышленность
  • анализ процессов производства
  • функция потерь качества
  • технологии
  • Keywords:

  • automotive industry
  • production processes analysis
  • quality loss function
  • technologies
  • В контексте идеи о необходимости повышения эффективности управления автомобильным производством рассматривается методика принятия решения о возможности улучшения характеристик процесса производства автомобильных фитингов. Данная методика основывается на расчете функции потерь Тагути и имеет своей целью увеличение прозрачности бизнеса и максимизацию полезности автомобильного производства для потребителя.

    The article deals with the decision making technique with regard to car fittings production processes improvement opportunities in the context of the ongoing necessity to raise the automotive industry management performance. The methodology is based on Taguchi methods of loss functions measurement and it aims at ensuring business transparency as well as at maximizing automotive production utility for consumers.

    Обзор статьи

    Современные металлообрабатывающие предприятия, в том числе, выпускающие автомобильные запасные части, работают в условиях позаказного производства. Базой для планирования эффективности работы таких предприятий выступает заказ потребителя. Особенностью работы предприятий в автомобильной отрасли является снижение времени, которое отпускается предприятию на принятие решения.
    Одной из существенных проблем предприятий автомобильного сектора России традиционно является нестабильное качество продукции. Это подтверждается наблюдениями специализированных аналитических агентств и опросами мнения потребителей [3]. Получение необходимой информации о качестве продукции основывается на применении статистических методов управления [1]. Основы статистических методов управления процессами предприятия изложены в классических работах Г. Михок, Р. Ивановского, Ф.Н. Ильясофа, У. Кохрейна, в отраслевых стандартах ISO/TS 16949:2009 [4] и его российском аналоге ГОСТ Р 51814.1 – 2009 [7]. Применение методов, изложенных в стандартах, подразумевает выборочное наблюдение заданных характеристик продукции предприятия и анализ этих характеристик с применением контрольных карт Шухарта в соответствии с принципами, обозначенными в ГОСТ Р 50779.42-99 [1].
    Анализ долгосрочного поведения производственных процессов позволяет предприятию учитывать экономический эффект, который образуется при изменении требований потребителя к качеству продукции [7]. Количественная оценка этого эффекта может производиться с применением функции потерь качества, предложенной Г. Тагути [2]. Применение данной функции базируется на предположении о том, что любое отклонение в контролируемых параметрах продукции вызывает экономические потери, выражающиеся в возникновении дополнительных затрат на производство продукции.
    Функция потерь Тагути в классическом виде не учитывает ряд существенных факторов, которые относятся к формированию понятия о известных затратах при потере качества. Это понятие играет существенную роль в том случае, если маржинальность бизнеса находится на низком уровне, и изменения качества оказывают существенное влияние на экономическое положение организации.
    В научной литературе рассматривается несколько видов модернизированных функций потерь. Например, компания «NUTEK» рассчитывает функцию потерь, учитывая параметры индекса возможностей процесса и среднеквадратической ошибки [5].
    Применение данной методики позволяет точно оценить, какие потери несет производитель при изменении требований потребителя к качеству продукции. При этом учитывают текущее состояние процесса и возможности по его улучшению, но не учитывают потери, обусловленные снижением цен на продукцию в случае снижения ее качества. Кроме того, она учитывает изменения только одного параметра из множества характеристик, характеризующих качество конкретного изделия.

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р 51814.1-2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. М.: Стандартинформ, 2009. 41 с.
    2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой). М.: Стандартинформ, 2015. 27 с.
    3. Стандарт системы менеджмента качества ISO / TS 16949:2009. URL: https://www.iatfglobaloversight.org (дата обращения: 15.06.2019).
    4. Варжапетян А.Г. [и др.]. Менеджмент качества: принятие решений о качестве, управляемом заказчиком / под ред. А. Г. Варжапетяна. М.: Вузовская книга, 2004. 360 с.
    5. Деминг У. Эдвард. Новая экономика. М.: Эксмо, 2006. 208 с.
    6. Тенденции развития автомобильной промышленности, результаты 2014–2015 годов и среднесрочные перспективы развития отрасли / Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития секторов экономики. М., 2016. 10 с.
    7. Уилер Д., Чамберс Д. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 409 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2