ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы пенитенциарного строительства и рационализации уголовной репрессии в карательной политике советского государства в 1920-е – начале 1930-х гг.

Penitantiary System Development and Criminal Liability Streamlining in the Soviet Punitive Policy in the 1920s – early 1930s



М.Э. Жаркой
С.М. Оганесян
Т.О. Бозиев
M.E. Zharkoy
S.M. Oganesyan
T.O. Boziev
jarckoy@yandex.ru
stepan-62.11.11@mail.ru
boziev1975@yandex.ru
доцент кафедры теории государства и права факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат исторических наук, доцент
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор юридических наук, доцент
зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Theory of State and Law, Faculty of Forensic Expertise and Law in Construction and Transport, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, PhD in Historical Sciences, Associate Professor
Professor, the Department of State Law Discipline, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Law, Associate Professor
Head of the Criminal Law Disciplines Department, PhD in Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Associate Professor
Санкт-Петербург
Гатчина
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • карательная политика
  • пенитенциарная политика
  • уголовная репрессия
  • социалистическая законность
  • уголовное законодательство
  • система исполнения уголовных наказаний
  • места заключения
  • исправительно-трудовые учреждения
  • осужденные
  • заключенные
  • лишение свободы
  • принудительные работы
  • содержание под стражей
  • принудительное воспитание
  • мера социальной защиты
  • изоляция
  • криминологическая характеристика преступности
  • Keywords:

  • punitive policy
  • penitentiary policy
  • criminal penalty
  • socialist legitimacy
  • criminal legislation
  • criminal sentences execution system
  • detention centers
  • convicted persons
  • detention
  • enforced labor
  • deprivation of liberty
  • forced upbringing
  • social protection measure
  • isolation
  • criminological characteristics of crime
  • В работе рассматриваются основные направление реформирования системы мест заключения и исправительно-трудового законодательства РСФСР в 1920-е – начале 1930-х гг. Подробному анализу подвергаются отдельные детерминанты криминологической характеристики преступности, в т.ч. динамика контрреволюционных и имущественных преступлений, а также характеристика распределения осужденных по срокам лишения свободы и тяжести наказаний. Авторами обращается внимание на то, что указанные факторы криминализации социального поведения опосредовали новеллы уголовного и исправительно-трудового законодательства. В заключении делается обоснованный вывод о закономерности централизации управления системой мест лишения свободы, принятии оптимальной модели ее развития и подготовки условий для последующей реализации положений классической школы уголовного права в советском законодательстве.

    The article deals with the basic lines of reforming the whole detention facilities system and corrective labor legislation of the Russian Soviet Socialist Republic (RSFSR) during the 1920s – early 1930s. An in-depth analysis is being conducted with regard to particular determinants of criminological characteristics of crime, including the dynamics of counter-revolutionary and property crimes, as well as specifics of distinguishing convicted persons as per periods of their detention and the severity of punishment. The authors draw attention to the fact that these factors of criminalization of social behavior mediated novelties of criminal and corrective labor legislation. The authors provide sound evidence of the legitimacy of centralizing detention centers management system, adopting the optimal model of its development and creating conditions for further implementation of the provisions of classical provisions of criminal and corrective labor legislation. In conclusion, the authors make a reasonable conclusion about the regularity of centralization of management of the system of places of deprivation of liberty, the adoption of the optimal model of its development and the preparation of conditions for the further implementation of classical criminal law provisions of the Soviet legislation.

    Обзор статьи

    Вопросы реализации уголовной репрессии находились в центре внимания руководства Советской России с момента Октябрьского переворота. Экстремальная обстановка революционных событий объективно препятствовала процессу создания централизованного аппарата управления местами лишения свободы. Ведомственные места заключения имели НКВД, НКЮ и ВЧК. После окончания гражданской войны и прекращения иностранной военной интервенции в связи с ростом преступности и необходимостью оптимизации структуры исправительных учреждений 25 июля 1922 г. СНК постановил: «Сосредоточить места заключения в одном ведомстве – а именно НКВД», соответственно, 12 октября 1922 г. было учреждено ГУМЗ НКВД [28]. За НКЮ сохранилось лишь право осуществления надзора за содержанием арестованных во всех местах заключения [27]. В ведении ГУМЗ в 1922 г. находилось 330 мест заключения с общим количеством спецконтингента 80559 чел. при лимите в 85531 [29]. В 1923 г. оставшиеся от бывшего ГУПР (созданного в 1919 г.) лагеря были ликвидированы. Но в подчинении ОГПУ вместе с политизоляторами находился Соловецкий лагерь принудительных работ, созданный постановлением СНК СССР от 13 октября 1923 г. [6, с. 29–30]. Численность заключенных в нем выросла с 2557 в IV квартале 1923 г. до 63 тыс. осужденных к 1930 г. [23, с. 16]. Важно отметить, что авторы в свое время нашумевшего фильма «Власть Соловецкая» [4] умышленно «упустили» из внимания, что в этом учреждении содержались исключительно политические противники Советского государства: шпионы, террористы и диверсанты, политические бандиты и руководители кулацких и националистических формирований, расхитители социалистической собственности и подпольные дельцы, производители наркотиков, белые офицеры, запятнавшие себя кровью рабочих и крестьян, жандармы и профессиональные преступники и т.д. Только в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в связи с изменением характера карательной политики государства туда стали направляться иные категории осужденных [5, с. 63–64].
    По состоянию на 1924 г. насчитывалось 418 мест заключения, состоящих на местном бюджете. При этом, например, в Витебской губернии – 7 со штатной численностью 924 единицы; в Донской губернии – 4 на 1520 чел.; в Кубано-Черноморской области – 9 на 2114; в Московской губернии –12, в Ленинградской – 19 на 6185 чел. (из них на «Кресты» лимит составлял 978 чел., на Лужский и Кингисеппский изоляторы – по 84 чел.) [30]. В местах заключения РСФСР в 1924–1925 гг. заключенные распределялись по социальному положению следующим образом:
    –крестьяне – 50,9%;
    – рабочие – 22%;
    – служащие 10,7%;
    – красноармейцы – 3,8%;
    – безработные – 4,7% и т.д.
    Таким образом видно, что процент рабочих и крестьян составлял более 2/3 всех осужденных.

    Список использованной литературы

    1. Апетер И.А. Пенитенциарная политика и основные типы исправительных учреждений. Основные принципы исправительно-трудовой политики НКЮ и типы мест лишения свободы и органов исправительно-трудовых работ без содержания под стражей // Советская юстиция. 1931. № 18.
    2. Апетер И. 15 лет советской исправительно-трудовой политики // Советская юстиция. 1932. № 33.
    3. Быстрюкова Н.И. Деятельность советской милиции по защите личности и имущественных прав граждан в период построения основ социализма (1917–1936 гг.): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1981.
    4. Власть Соловецкая. Свидетельства и документы (1988 г., реж. М.Е. Голдовская).
    5. В 1939 г. тюрьма на о. Соловки была закрыта, а отбывавшие наказание эпатированы во Владимирскую и Орловскую тюрьмы (Кузьмин С. СЛОН: истине вопреки // На боевом посту. 1990.
    6. ГУЛАГ. Главное управление лагерей 1918–1960. М., 2000.
    7. Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые – пятидесятые годы. Домодедово, 1992.
    8. Еженедельник Советской юстиции. 1928. 16 апреля. № 14.
    9. Еженедельник советской юстиции. 1928. № 33.
    10. Ильинский М.М. Нарком Ягода. М., 2002.
    11. Карасева М.Ю. Институт наказания в кодифицированном уголовном законодательстве Советского государства довоенного периода. Краснодар, 2000.
    12. Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917–1953 гг.). М., 1991.
    13. Курицын В.М. Переход к НЭПу и революционная законность. М., 1972.
    14. Неизвестная Россия. ХХ век. М., 1992. Т. 1.
    15. Пионтковский А. Советское уголовное право. Т. 1. Общая часть. М.–Л., 1929.
    16. Попав под сокращение // Правда. 1988. 21 января.
    17. Рабочий суд. 1929. № 10/11.
    18. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917–1941 гг.). Уфа, 1994.
    19. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России. Истоки, развитие, перспективы. Краснодар, 1999.
    20. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917–1952 гг.). М., 1953.
    21. С3 РСФСР. 1929. № 72. Ст. 686.
    22. СУ СССР. 1930. № 22. Ст. 248.
    23. Система ИТЛ в СССР. 1923–1960. М., 1998.
    24. Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934.
    25. Эстрин А. Десять лет советской уголовной политики // Революция права. 1927. № 4.
    26. Эстрин А.Я. Уголовное право СССР и РСФСР. М., 1931.
    27. Архив ГУВД СПб ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6. Л. 309 о32. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 1. Д. 26. Л. 40–44, 136. б.
    28. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-130. Оп. 6. Д. 1а. Л. 336.
    29. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 8. Л. 67.
    30. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 84. Л. 1–5. (подсчет авторский).
    31. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 1. Д. 26. Л. 9–12.
    32. The exchange of traditional currencies for units of the ‘bitcoin’ virtual currency is exempt from VAT. URL: https://curia.europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
    33. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 1. Д. 31. Л. 11.
    34. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 1. Д. 54. Л. 7, 28.
    35. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 466.
    36. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-130. Оп. 38. Д. 12. Л. 27–28.
    37. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-130. Оп. 59. Д. 13. Л. 67–68.
    38. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 73. Д. 16. Л. 47 (подсчет авторский).
    39. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 78. Д. 102. Л. 277.
    40. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 454. Л. 5.
    41. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 84. Д. 104. Л. 78.
    42. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 3316. Оп. 64. Д. 539. Л. 71–72.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2