ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Рыночная экономика как паразитарная хрематистика

Market Economy as Parasitic Chrematistics



В.И. Сигов
V.I. Sigov
dekanat205@mail.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • паразитарная хрематистика
  • ссудный процент
  • прибыль
  • платежеспособный спрос
  • расизм
  • глобальный паразитарный планировщик
  • Keywords:

  • parasitic chrematistics
  • loan rate
  • profit
  • solvent demand
  • racism
  • global parasitic planner
  • В докладе 2017 года Римского клуба «Come on! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» сделан однозначный вывод об усиливающемся кризисе капиталистической системы и неизбежности коренной смены парадигмы развития человеческой цивилизации. Справедливо указывая, что в основе нынешнего состояния мира лежат глубокие философские корни, Римский клуб призвал к изменению мировоззрения. А оно может быть только в принципиальном отказе от следования идеологии и рецептам так называемой «рыночной экономики».
    В статье показывается различие между гуманностью и гуманизмом. Гуманность требует сохранения и развития социума, что предполагает приоритет общественных интересов, самопожертвование и жесткие ограничения «фурий частного интереса». Гуманизм отдает приоритет интересам индивида, в том числе и относящегося к хищному психологическому типу.

    The new 2017 report to the Club of Rome "Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet" presents an explicit conclusion about the growing crisis of the capitalist system which leads to inevitable radical change of the human civilization development paradigm. The Club of Rome rightly points out that the modern world in its present state has deep philosophical roots and urges to change the outlook. The new outlook should be based on a commitment to ending adherence to ideology and recipes of the so called market economy.
    The article shows difference between humanity and humanism. Thus humanity provides for protection and development of the society which entails priority of public interests, sacrifice and severe restrictions of the Furies of private Interest. Humanism gives priority to the interests of an individual including the one belonging to a predatory psychological type.

    Обзор статьи

    Распространение в Западной Европе христианской этики способствовало гармонизации хозяйственной жизни. Вернер Зомбарт так описывал этот процесс: «Товары производились, продавались и покупались таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворялись запросы потребителей, а с другой стороны, производители и торговцы имели право на честную плату за труд и честную прибыль, чтобы они могли жить достойно. Традиции и обычай определяли, что такое «честная плата», и что такое «жить достойно... Конкуренция между торговцами считалась делом нехристианским и аморальным. Нехорошо отбивать клиента у другого торговца ни понижением цен, ни восхвалением своего товара, ни чернением чужого – ведь и другому торговцу тоже нужно жить... Большинство людей того времени считали наживу в отличие от заработка делом неэтическим и нехристианским» [2].
    Так христианская этика и высокая продуктивность сельского хозяйства в Западной Европе смиряли разбойный характер отношений купли-продажи, вводя их в определенные рамки. Однако с христианской этикой столкнулась иудейская. Безгосударственные ортодоксальные иудеи жили замкнутыми общинами и рассматривали окружающих их гоев как расходный материал, на который не распространяются нормы иудейской морали. Зомбарт пишет: «Еврей был лучшим бизнесменом, чем его христианский сосед, потому что он верил, что прибыль важнее всего» [2]. Они рекламировали свой товар, давали скидки, банкротили конкурентов. Благодаря конкуренции товары дешевеют, но она понижает и оплату труда. Со временем, чтобы не разориться, и предприниматели-христиане стали подражать иудеям. В результате в качестве сигнальной системы обратных связей в складывающейся «рыночной экономике» утвердилась прибыль с ориентацией на платежеспособный спрос.
    Подмена понятия потребности платежеспособным спросом означала, что желания имущих стали искусственно раздуваться посредством рекламы, а нужды неимущих либо игнорироваться, либо удовлетворяться суррогатами. В результате структура хозяйства перестает отвечать действительным общественным потребностям, возникает безработица, а сталкиваемые на социальное дно люди превращаются в резервную армию криминалитета. Стимулирование платежеспособного спроса ведет к формированию «общества потребления» с его погоней за оглупляющим людей комфортом в ущерб безопасности жизнедеятельности. Комфорт лишает большинство людей мотивации к собственному развитию и делает равнодушными к вопросам безопасности, пока угрозы не затрагивают их лично. Для снижения социальной напряженности раздаются пособия по безработице и социальные пособия мигрантам, но в результате возникает агрессивное иждивенчество.

    Список использованной литературы

    1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 75.
    2. Зомбарт В. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.
    3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С. 194.
    4. Кара-Мурза С.Г. Политэкономия индустриализма: мифы и реальность. М.: Алгоритм, 2018.
    5. Ключевский О.В. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1983. С. 309.
    6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960.
    7. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002. С. 78–80.
    8. Kennedy Р. The Rise and Fall of the Great Рowers. Eсonomiс Сhange and Military Сonfliсt from 1500 to 2000. L.: Unwin, 1988. Р. 148–149.
    9. Wood E.M. El Imрerio del Сaрital. Barсelona: El viejo toрo. 2003. С. 118–121.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2