ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Новый механизм санации проблемных банков в России

New Mechanism of Distressed Banks Recovery in Russia



К.А. Скотников
K.A. Skotnikov
skotnikov@mentalmarket.ru
главный бухгалтер ООО «Скант»
Chief Accountant, OOO Skant
Санкт Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • кредитные организации
  • антикризисное управление
  • санация банков
  • Агентство по страхованию вкладов
  • Фонд консолидации банковского сектора
  • Keywords:

  • credit institutions
  • anti-crisis management
  • banks recovery
  • Deposits Insurance Agency
  • Banking Sector Consolidation Fund
  • В работе проанализирована процедура санации как элемент антикризисного управления в кредитных организациях, произведена оценка деятельности по санации банков Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Рассмотрены основные причины появления Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), выявлен ряд актуальных проблем реализации нового механизма (модели) санации кредитных организаций через этот фонд.

    The article presents analysis of the procedure of financial rehabilitation in the context of anti-crisis management of credit institutions with the focus on clean up activities conducted by the Deposits Insurance Agency (DIA). The paper examines causes of the emergence of Banking Sector Consolidation Fund (BSCF) and discloses relevant matters of implementation of new mechanism of credit institutions recovery through this fund.

    Обзор статьи

    В последние годы Банком России в рамках его контрольно-надзорной функции осуществлялась целенаправленная деятельность по оздоровлению банковского сектора и повышению его эффективности. Основным средством такой деятельности был отзыв лицензий у недостаточно устойчивых и неэффективных кредитных организаций. В период 2014–2018 гг. ежегодно лицензий лишались от 8 до 11% работающих кредитных организаций. Ряд проблемных банков при этом были подвергнуты санации (финансовому оздоровлению) на основе созданных ЦБ РФ механизмов.
    Необходимо отметить, что банковский сектор России как часть ее финансового рынка в последние годы испытывает значительные сложности вследствие введения финансовых санкций Евросоюза и США и сокращения фондирования со стороны международного рынка капиталов, снижения возможностей инвестирования в доходные активы внутри страны и за рубежом, ужесточения регулятивных требований Банка России к капиталу кредитных организаций и др. В этих условиях снижается конкурентоспособность предлагаемых банками услуг, финансовая устойчивость банков и учащаются случаи их банкротства, причем, не только мелких и средних, но и крупных кредитных организаций.
    Для кредитных организаций банковским законодательством предусмотрен ряд мер антикризисного управления, которые могут проводиться ими как самостоятельно, так и по инициативе регулятора. К предупредительным мерам по инициативе регулятора в случае ухудшения кредитными организациями показателей своей деятельности, нарушения выполнения отдельных экономических нормативов, отдельных федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ относят: доведение информации о недостатках, а также об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации до органов ее управления; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации другие меры [6]. Если деятельность кредитной организации создает угрозу интересам клиентов или вкладчиков, то регулятор может использовать принудительные меры воздействия, как то: наложение штрафов; требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению (включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев и другие меры. Закон о несостоятельности (банкротстве) также предусматривает реализацию предупредительных мер, предпринимаемых кредитными организациями самостоятельно [1]. Если указанные антикризисные меры не привели к успешному результату, и кредитная организация оказалась в кризисном предбанкротном состоянии, то Банк России принимает решение о целесообразности своего участия в процедуре финансового оздоровления (санации) кредитной организации как возможной альтернативе отзыву у нее лицензии и последующей ее ликвидации в ходе процедуры банкротства. Эти дополнительные (по сути, экстренные) меры предупредительного характера в рамках процедур санации направлены на обеспечение продолжения работы кредитной организации при высоком уровне издержек в случае немедленного отзыва лицензии.

    Список использованной литературы

    ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.02.2019).
    2. Федеральный закон от 01.05.2017 г. № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 18. Ст. 2661.
    3. Банк России объяснил причины санации банка «ФК Открытие» // РБК: [сайт]. URL: URL: http://www.rbc.ru/finances/29/08/2017/59a586b29a7947ea0044b0c0 (дата обращения: 15.02.2019).
    4. Банковский сектор России: проблемы и перспективы / под ред. В.Э. Кроливецкой. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. 107 с.
    5. Иванова Ю.А. Врачебное искусство регулятора // Коммерсант. 2018. № 174. Тематическое приложение «Банк». 2018. 25 сентября.
    6. Мурычев А.В., Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015. 544 с.
    7. Рябов Д.Ю. Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 22–35.
    8. Туктаров Б.Р., Ихсанова Л.Р. Целесообразность нового механизма санации кредитных организаций в условиях экономической нестабильности российской экономики // Инновационное развитие. 2018. № 3 (20). С. 68–71.
    9. ЦБ РФ: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr>Conten/Document/File/48125...2019 (дата обращения: 15.02.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2