|
|
|
|
научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
|
scientific supervisor, the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment, St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of Russia
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
типизация моделей рынка труда
спрос и предложение
рабочая сила наемных работников
размещение предприятий нефтегазового производства
потребность в кадрах
источники обеспечения потребности
цена рабочей силы наемных работников
|
Keywords:
typification of models of labor market
demand and supply
employees’ manpower
location of oil and gas companies
demand for personnel
sources of covering requirements
cost of employees’ labor
|
В статье на основе развернутого определения понятия «рынок труда» выделены критерии и дана классификация различных моделей этого рынка, определены особенности их функционирования в районах размещения предприятий нефтегазового производства, выделены экономические и организационные факторы, оказывающие влияние на формирование цены рабочей силы наемных работников, а также предложена общая логическая структурно-блочная модель формирования источников обеспечения потребности нефтегазовых компаний в рабочей силе наемных работников.
|
On the basis of a comprehensive definition of labor market, we distinguish the criteria and make a classification of various models of the market in question. We determine the characteristics of the models’ performance in the regions having oil and gas companies, reveal economic and organization factors affecting the cost of employees’ labor and introduce a general logical structural-modular model of developing sources to provide oil and gas companies with employees.
|
|
|
Обзор статьи
1. Введение и методология исследования
Для исследования проблемы типизации моделей рынка труда в регионах размещения предприятий нефтегазового производства необходимо, прежде всего, дать определение самого понятия «рынок труда». В настоящее время существует множество определений этого понятия. Однако в прикладных исследованиях, каким является и представленная читателям журнала работа, должен быть реализован принцип однозначности включённых в научный оборот понятий, в том числе и понятие «рынок труда».
Не вдаваясь в категорийный анализ достоинств и недостатков известных нам авторских определений рынка труда учёными-экономистами (А. Исаксин, К. Гамильтон, Т. Гулфасон, Н.А. Горелов, Л.П. Кураков, Ю.М. Остапенко и др. [1; 3; 4]), дадим своё определение этого понятия, исходя из трёх известных признаков любого вида рынка. Первый признак – это место купли-продажи товаров и услуг, в том числе товара «рабочая сила» наемного работника. Второй признак – это само наличие актов купли-продажи рабочей силы, в рамках которых формируется её рыночная стоимость. Третий признак – наличие государственно-правовых регуляторов рынка товаров и услуг, а также институтов содействия занятости населения (государственных, частных и корпоративных).
Используя указанные признаки, сформулируем обобщённое понятие «рынок труда». Этот рынок представляет собой место купли-продажи рабочей силы, на котором встречается её продавец – наёмный работник, предлагающий свою рабочую силу за определённую цену и её покупатель – работодатель, у которого возникает спрос на рабочую силу наемных работников и который способен оплатить их труд и создать нормальные условия труда для производственной деятельности наёмного работника. Для устойчивого функционирования этого рынка государство создает совокупность нормативно-правовых актов, институтов и механизмов содействия занятости населения.
Отметим, что экономический интерес работодателей на рынке труда проявляется на основе удовлетворения потребности их предприятий в рабочих и специалистах по различным профессиям и квалификациям с установлением «своей» цены на рабочую силу. Наёмные работники стремятся дороже продать свою рабочую силу с удобным режимом труда и отдыха. Важно подчеркнуть, что местом формирования спроса на рабочую силу является территориальное размещение конкретных предприятий, например, крупных и глобальных нефтегазовых компаний .
В то же время предложение наёмной рабочей силы может поступать из различных источников, таких как: домашние хозяйства по месту жительства работников; предприятия по месту их работы в связи с увольнением по разным причинам; зарегистрированные работники на региональных рынках труда, включая безработных; молодые рабочие и специалисты – выпускники профессиональной школы; военнослужащие, уволенные из рядов российской армии; мигранты.
|
Список использованной литературы
1. Исаксен А., Гамильтон К., Гулфасон Т. Введение в экономику рынка / пер. с англ. Л.Л. Голубевой. СПб.: Судостроение, 1994.
2. Лукин Г.И. Концепция комплексного планирования опережающей подготовки кадров для вновь вводимых производств и инновационных технологий ОАО «Газпром» // Актуальные проблемы экономики и стратегического управления развитием топливно-энергетического комплекса: сб. ст. под ред. д.э.н., проф. В.А. Грошева, д.э.н., проф. С.В. Кузнецова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 81–89.
3. Остапенко Ю.М. Экономика труда. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Экономика труда. 2-е изд. / под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2002.
|