ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление продвижением бренда студенческого спортивного клуба

Students Sport Club Brand Advancing Management



Е.В. Корчагина
Е.С. Генадиева
E.V. Korchagina
E.S. Genadieva
elena.korchagina@mail.ru
madam.genadie2015@yandex.ru
профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, доцент
спортивный инструктор ООО «Спорт и Отдых»
Professor, the High School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great Saint-Petersburg Pyrotechnical University, Doctor of Economics, Associate Professor
Sport Instructor, OOO Sport i Otdykh
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • бренд
  • спортивный маркетинг
  • управление брендом
  • спортивный брендинг
  • спортивный маркетинг
  • студенческий спортивный клуб
  • Keywords:

  • brand
  • sport marketing
  • brand management
  • sport branding
  • students sport club
  • Статья посвящена вопросам управления продвижением брендов студенческих спортивных клубов. Рассмотрены успешные кейсы брендинга в студенческом спорте на примере трех вузов Санкт-Петербурга. Описаны основные направления продвижения бренда студенческого спортивного клуба, включая спортивные соревнования, генерацию и размещение онлайн контента о жизни клуба на сайте и в социальных сетях, а также использование фирменного стиля.

    The article is devoted to brand advancing management in the context of supporting students sport clubs. The relevant successful branding cases in the realm of students sports activities are examined with three Saint-Petersburg universities taken as an example. The main areas of a students sport club brand promotion activities are described in the article including athletic competitions, generating and on-line placing the content about clubs activity on its website and on social networks as well as the use of corporate identity.

    Обзор статьи

    Развитие студенческого спорта способствует решению ряда важных социальных задач. Ключевыми из них можно назвать продвижение спортивной культуры и идеологии здорового образа жизни, а также формирование кадрового резерва для спорта высших достижений. Помимо этого, студенческий спорт может стать важным направлением продвижения ценностей образования в целом и бренда конкретного вуза в частности. Именно поэтому сегодня многие высшие учебные заведения формируют, поддерживают и развивают свои спортивные команды. Не остаются в стороне от этой тенденции и российские вузы. В 2013 году при поддержке Президента РФ В.В. Путина в России была создана «Ассоциация студенческих спортивных клубов». На данный момент в ней состоит 191 студенческий спортивный клуб, в том числе 42 студенческих клуба вузов Центрального федерального округа, 35 – Сибирского, 29 – Уральского, 27 – Северо-Западного, 24 – Приволжского, 20 – Южного, а также по 7 студенческих спортивных клубов из Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов [3].
    Важно отметить, что успешное решение обозначенных выше социальных задач студенческого спорта невозможно без грамотного управления процессом создания и развития брендов студенческих спортивных клубов, а также организации их постоянной маркетинговой поддержки [1; 6]. Многие российские вузы, чьи студенческие спортивные команды вошли в ассоциацию студенческих спортивных команд, занимаются развитием и продвижением специально разработанных для их поддержки спортивных брендов. Бренд студенческого спортивного клуба должен формировать целый комплекс представлений, эмоций, ассоциаций, связанных с ценностными характеристиками спортивной команды и вуза-основателя в сознании болельщиков, фанатов и зрителей [2]. Он должен содействовать реализации миссии и ценностей спортивного клуба и представляемого им вуза, объединять вокруг себя сообщество, разделяющее данные ценности, стать центром притяжения талантливых и активных людей.
    При разработке бренда студенческого спортивного клуба важно учитывать историю вуза и ассоциации, связанные с ним. В качестве примеров разберем существующие бренды нескольких студенческих спортивных команд, представленных в Санкт-Петербурге. Одним из наиболее известных является бренд «Черные медведи» студенческой спортивной команды Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Основой логотипа данного бренда стал герб основателя и первого ректора университета князя Андрея Григорьевича Гагарина, на котором были изображены два черных медведя [4]. Они стали символами сначала всего спортивного клуба университета, а затем и отдельных спортивных команд.

    Список использованной литературы

    1. Костиков В.Ю. Брендинг в спорте: концептуальные основы. Социальная политика и социология. 2016. № 1 (114). С. 54–63.
    2. Маркетинг спорта / под ред. Дж. Бича, С. Чедвика. М.: Альпина Паблишерз, 2017.
    3. Официальный сайт Ассоциации студенческих спортивных клубов России. URL: http://studsportclubs.ru/ (дата обращения: 28.02.2019).
    4. Официальный сайт женской баскетбольной команды «Черные медведи». URL: https://blackbears.russiabasket.ru/about (дата обращения: 28.02.2019).
    5. Официальная страница студенческого спортивного клуба «Стальные грифоны». URL: https://unecon.ru/stud-sport (дата обращения: 28.02.2019).
    6. Починкин А.В., Димитров И.Л., Вишейко С.В. Брендирование спортивной организации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6. С. 128–132.
    7. Раскин Е.О., Русанов Д.Ю., Мокрецова Ю.М., Итин А.Л. Студенческий спортивный клуб. Начало / Методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба. СПб: Университет ИТМО, 2016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2