ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Конвергенция сервисов и технологий в условиях цифровой трансформации экономики

Services and Technologies Convergence in Response to Digital Transformation of Economy



С.А. Дятлов
О.С. Лобанов
S.A. Dyatlov
O.S. Lobanov
oetdsa@yandex.ru
thelobanoff@gmail.com
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
Professor, the Department of Common Economic Theory and History of Economic Thought, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Full Professor
Doctoral Student, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • цифровая экономика
  • цифровизация
  • сервисы
  • трансформация
  • индустрия 4.0
  • полифункциональная конвергенция
  • Keywords:

  • digital economy
  • digitalization
  • services
  • transformation
  • 4.0 industry
  • polyfunctional convergence
  • В статье предложена базовая конвергентная модель взаимосвязи цифровизации сервисов и индустрии 4.0, которая включает три уровня сервисов (сглаживание, адаптация и замещение) и три уровня цифровизации (низкий, средний и высокий уровни). Показано, что в результате соотнесения этих уровней возможны девять возможных конфигураций в привязке к нецифровым сервисам, цифровым сервисам и сервисам индустрии 4.0, которые обеспечивают сглаживание, адаптацию и замещение соответствующих сервисов и услуг в цифровой экономике. Обоснован вывод о том, что в условиях цифровой экономики происходит цифровая полифункциональная конвергенция сервисов и индустрии 4.0.

    The article presents a basic convergent model of relationship between services digitalization and 4.0 industry which includes 3 levels of services: smoothening, adaptation and substitution and 3 digitalization levels (low, middle and high). It is pointed out that the correlation of these levels might result in the emergence of 9 possible configurations in relation to non-digital services, digital services and 4.0 industry services which ensure smoothening, adaptation and substitution of relevant services in digital economy.
    A reasonable judgment is made that in the digital economy environment the market witnesses digital poly-functional divergence of services and 4.0 industry.

    Обзор статьи

    Введение
    Инновационные технологии, товары и услуги, которые появляются в последнее время в результате функционирования индустрии 4.0, приобретают ряд новых сетевых свойств и характеристик. Развитие новых технологий, приводящих к усилению роли искусственного интеллекта, цифровизации предполагает разработку новых методов управления базами данных, включая управление платформами, а также интеграцию [1]. Проходящий в последние годы трансформационный переход от индустриально-рыночной к информационно-сетевой экономике характеризуется трансформацией концептуальных подходов и принципов институциональной организации и регулирования мировой и национальных хозяйственных систем [2]. Процессы цифровой трансформации всех сфер и отраслей экономики кардинально меняют принципы и способы работы субъектов экономической деятельности, включая сетевое взаимодействие с потребителями товаров, работ и услуг, а также способы их производства, доставки и сервисов. В условиях становления цифровой экономики появился целый ряд новых явлений: «глобальная гиперконкуренция», «полифункциональные инновации», «цифровизация сервисов», «сетевые эффекты», которые требуют нового научного осмысления и глубокого анализа.
    Одной из актуальных проблем сегодня является выявление новых тенденций и взаимосвязей цифровизации сервисов и индустрия 4.0. Цифровизация сервисов преимущественно связана с инновационным вектором спроса. Поскольку рынок меняется от потребления продуктов к спросу, ориентированному на результат, потребители ожидают получить дополнительные услуги при получении таких товаров, работ и услуг или, в некоторых случаях, вместо того, чтобы платить полную стоимость самого продукта, клиенты хотят получать только ту ценность, которая изначально присуща использованию продукта, и, таким образом, использовать его как услугу, приобретаемую посредством цифровых гаджетов и электронных устройств. Это изменение привело к цифровизации участников экономической деятельности, которая заключается в переходе от фирм, ориентированных на товар, к цифровым системам предоставления товаров, работ и услуг. Данная трансформация так глубоко затрагивает структуру логистических цепей участников хозяйственной деятельности, которые формируют стратегию развития конкретной организации, что это влечет за собой реструктуризацию бизнес-модели самих организаций на разных этапах перехода экономических отраслей к условиям цифровой экономики.

    Список использованной литературы

    1. Двас Г.В. Модернизация системы статистического наблюдения в условиях развития цифровой экономики // Финансы и бизнес. 2018. Т. 14. № 2. С. 68–74.
    развития цифровой экономики // Финансы и бизнес. 2018. Т. 14. № 2. С. 68–74. 2. Дятлов С.А. Информационный императив и глобальный кризис рыночной цивилизации / Экономическая теория на пороге XXI века. 3: Экономическая цивилизация и научная экономия: колл. монография по итогам Международ. науч. конф. М., 2000. С. 243–271.
    3. Дятлов С.А., Лобанов О.С. Конвергенция информационных пространств как фактор снижения цифрового неравенства в Евразийском экономическом союзе // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 2-1 (50). С. 15–25.
    4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 2008.
    5. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1-2. С. 13–23.
    6. Королев В.А. [и др.]. Математические и инструментальные методы экономики. 2-е изд., стереотип. М., 2014.
    7. Лобанов О.С., Баша Н.В., Мельникова Е.Ф. Методологический базис управления информационным пространством региона // Международный научно-исследовательский журнал – Research Journal of International Studies. 2014. № 8-2 (27). С. 39–40.
    8. Лобанов О.С., Артемьев А.В., Томша П.П. Разделение информационных систем на подклассы как основа рационализации информационного пространства // Международный научно-исследовательский журнал – Research Journal of International Studies. 2014. № 6-2 (25).С. 20–21.
    9. Мельникова Е.Ф., Лобанов О.С., Баша Н.В. Приоритезация проектов в инжиниринговой компании как инструмент принятия оперативных управленческих решений // Международный научно-исследовательский журнал – Research Journal of International Studies. 2014. № 8-1 (27). С. 65–66.
    10. Щербаков В.В. Логистика и управление цепями поставок: от профессиональных компетенций к возможностям бизнеса // Интегрированная логистика. 2013. № 2 (111). С. 39–41.
    11. Щербаков В.В. Логистика как конвергентная технология современного менеджмента // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. 2016. С. 540–545.
    12. Шиянова А.А., Баша Н.В., Лобанов О.С. Импортозамещение на российском ИТ рынке // Международный научно-исследовательский журнал – Research Journal of International Studies. 2014. № 7-1 (26). С. 61–62.
    13. Frank A.G., Dalenogare L.S., Ayala N.F. Industry 4.0 technologies: implementation patterns in manufacturing companies // Int. J. Prod. Econ. 2019. № 210. Р. 15–26.
    14. Oesterreich T.D., Teuteberg F. Understanding the implications of digitization and automation in the context of Industry 4.0: a triangulation approach and elements of a research agenda for the construction industry // Comput. Ind. 2016. № 83. Р. 121–139.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2