ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Корпоративный стандарт как формализация механизма повышения конкурентоспособности организации сферы услуг

Corporate Standard as the Tool of Formalizing Mechanism of Strengthening Competitiveness in Service Areas



А.Ф. Гришков
A.F. Grishkov
iem@gukit.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино-и телеиндустрии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
PhD Student, the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industries, Saint-Petersburg State Institute of Cinema and Television
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • механизм управления
  • конкурентоспособность
  • ключевые факторы успеха
  • сфера услуг
  • управление эффективностью
  • корпоративный стандарт
  • процессный ландшафт
  • организационная культура
  • Keywords:

  • management mechanism
  • competitiveness
  • key success factors
  • services
  • efficiency management
  • corporate standard
  • process landscape
  • organizational culture
  • В статье раскрыты методические подходы к разработке корпоративного стандарта, который выступает в качестве одного из важнейших инструментов внутрифирменного управления конкурентоспособностью. Исследованы преимущества и недостатки стандартизации применительно к управлению конкурентоспособностью; описаны внутренние составляющие процесса стандартизации управления конкурентоспособностью.

    The article addresses methodological approaches towards the development of a corporate standard deemed to become one of the vital corporate instruments within a company for competitiveness management. The advantages and disadvantages of standardization with regard to competitiveness management are analyzed with internal components of the process of competitiveness management being described.

    Обзор статьи

    Механизм повышения конкурентоспособности любой современной организации – это совокупность управленческих процедур, осуществляемых руководством и имеющих своей целью достижение заранее заданного уровня тех качественных и количественных характеристик предприятия, по которым можно определить его преимущества на рынке перед услугами конкурентов в удовлетворении конкретной потребности.
    Корпоративные стандарты – это утвержденные руководством формальные документы, закрепляющие совокупность различного рода правил, регулирующих работу организации [2]. В современной управленческой практике корпоративные стандарты описывают технологии работы в конкретных направлениях, таких как разработка организационной структуры, документальное оформление организационных процессов, имеющих критическую важность для компании, а также управленческую работу на всех уровнях иерархии.
    Применительно к сфере услуг корпоративные стандарты представляют регламентацию тех областей деятельности организации, которые формируют потребительскую ценность услуги. Важно отметить, что процедурный подход к управлению внутрифирменными процессами как организационная форма работы в рамках заданных ограничений является для российских руководителей вполне привычной, что обеспечивает гарантированный уровень качества исполнения заложенных в стандарт норм и правил.
    Внутриорганизационная стандартизация процесса управления конкурентоспособностью имеет следующие положительные результаты:
    - включает в процесс управления конкурентоспособностью работников организации в качестве непосредственных создателей потребительской ценности;
    - регламентирует действия сотрудников в различных рабочих ситуациях, что позволяет повысить уровень удовлетворенности клиентов;
    - снижает вероятность ошибок работников, которые могут привести к конфликтным ситуациям с коллегами, руководством или клиентами;
    - сокращает время, необходимое на адаптацию новых работников, что непосредственно влияет на эффективность и результативность процесса оказания услуг;
    - формирует и позволяет выдержать единую корпоративную культуру и стилистику, позволяет улучшить атмосферу в коллективе.
    В то же время, при внедрении стандартов необходимо обращать особое внимание на проблемы, которые могут возникнуть, исходя из специфики сферы услуг. Так, строгое соблюдение стандартов и шаблонов может привести к бюрократизации, снижению возможности адаптировать услугу под конкретного потребителя и потере индивидуальной ценности. Сотрудники, непосредственно занятые в процессе оказания услуги, могут быть подвержены страху ошибки, совершения неправильных действий, наказания за неисполнение правил, а также оказать сопротивление и саботировать внедрение стандартов из-за отсутствия необходимых компетенций. Внедрение и разработка стандартов влечет за собой затраты на обучение и переобучение сотрудников.

    Список использованной литературы

    1. Ветлужских Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI: Инструменты для руководителей. М.: Альпа Бизнес Букс, 2008. 204 с.
    2. Ефремова М.В., Лунев В.В. Корпоративные стандарты как инструмент управления сервисными организациями // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-standarty-kak-instrument-upravleniya-servisnymi-organizatsiyami (дата обращения: 17.04.2019).
    3. Протасова Л.Г., Плиска О.В. Управление качеством в сфере услуг: монография / М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. 176 с.
    4. Савченко Л.С. Организационная культура и конкурентоспособность предпринимательства // Российское предпринимательство. 2008. Т. 9. № 3. С. 64–67.
    5. Стандарт для сотрудников + выгода для клиентов. URL: http://www.your-people.ru/standarty_obslujivaniya.php(дата обращения: 17.04.2019).
    6. Шубаева В.Г. Методологические основы развития творческого потенциала в системе предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 155 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2