ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительно-правовой анализ института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Омбудсмана в Королевстве Швеция

Rather-Legal Analysis of Institution of Commissioner for Human Rights in Russian Federation and Ombudsman in Kingdom of Sweden



А.М. Сухарева
A.M. Sukhareva
sukhareva_nuta@mail.ru
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат социологических наук
senior lecturer, the Department of Criminal Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Sociology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • Уполномоченный по правам человека
  • Омбудсман
  • сравнительно-правовой анализ
  • отличительные особенности
  • Швеция
  • Россия
  • Keywords:

  • commissioner for human rights
  • ombudsman
  • rather-legal analysis
  • characteristic features
  • Sweden
  • Russia
  • Рассматриваются вопросы, связанные с функционированием и деятельностью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Омбудсмана в Королевстве Швеции.
    Проанализированы такие аспекты функционирования института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в России и Швеции, как процедура назначения на должность, структура служб, компетенция и уровень популярности данного института в этих странах.

    We consider the issues concerning the institution of Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and Ombudsman in the Kingdom of Sweden.
    We analyze such aspects of the institution in question as appointment procedure, the structure, the competence and popularity of the institution in these countries.

    Обзор статьи

    Прототип института Омбудсмана существовал уже в античности [9. С. 8–9]. В 509 году до н.э. в Афинской республике была должность архонта-эпонима. Он имел функции в сфере надзора за внутренним управлением. После реформ Эфиальта в 462 году до н.э. право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло, главным образом, к гелиэе, состоявшей из 6000 граждан, избравшихся жребием по 500 на каждую филу. В компетенцию входило рассмотрение жалоб на решения судов, самостоятельное разрешение части дел (в большей степени это были государственные преступления), контроль за деятельностью должностных лиц. Также существовала коллегия для охраны законов (номофилаки) – орган, имевший функции «хранителей законов».
    В Древнем Риме в 494 году до н.э. была введена должность народного трибуна, обладавшего правом приостанавливать решения патрицианских магистратов. Он обладал правом вето в отношении решений магистратов, мог вносить законопроекты, опротестовывать решения Сената [10. С. 7–8].
    Однако родиной института Омбудсмана считается Швеция, практически однозначно принимается, что датой учреждения Омбудсмана в Швеции считается 1809 год, что обусловлено принятием Конституции. Данный нормативный правовой акт разрабатывался в чрезвычайных условиях Конституционным комитетом Риксдага, но несмотря на обстоятельство ограниченности времени для создания акта исследователи дают ему достаточно высокую оценку.
    Можно говорить о существовании подобного института в Швеции и ранее. Указывается, что лицо, контролирующее судебных чиновников от имени королевской власти, существовало уже в XVI веке [4], речь идет о должности Главного Сенешаля, надзиравшего за правосудием. Имеется сходство с должностью Канцлера Юстиции, существовавшей в XVIII веке. Он, являясь представителем Короны, контролировал суды и королевскую администрацию, выступал главным обвинителем страны, советником правительства по правовым вопросам [8]. Причиной создания такой должности послужили беспорядки и волнения в стране, которые возникли из-за отсутствия короля Карла XII, потерпевшего поражение в Полтавской битве и находившегося, по сути, в плену у Турции. Королевский Верховный Омбудсмен был призван следить за исполнением законов чиновниками. С 1719 года сменилось название должности на Канцлера Юстиции. После смерти Карла XII парламент предпринимает попытки подчинить себе деятельность Канцлера Юстиции, но в 1772 году он снова перешел в подчинение к монарху [5].
    Ключевым отличием института, созданного в 1809 году, стало то, что Омбудсман призван защищать интересы простых людей от посягательств чиновников, а Канцлер Юстиции – интересы короля. Омбудсман был подотчетен парламенту (представлял ежегодный доклад), а Канцлер – соответственно, королю.
    Сравнивая Омбудсмана и Канцлера юстиции, можно отметить, что последний занимает свой пост пожизненно. Канцлер также имеет собственный персонал. Между должностными лицами происходит постоянный обмен информацией о жалобах, что предотвращает двойное рассмотрение жалоб и ведение расследований. Канцлер действует от имени короля по письмам, дает ответы по юридическим запросам к королю. Омбудсман и Канцлер занимают равное положение, не связаны друг с другом, но фактически активно сотрудничают [3. С. 46].

    Список использованной литературы

    1. Annualreport 2017 / 18 SUMMARYINENGLISH. Riksdagens Ombudsman. 2018: URL: http://www.jo.se/Global/%C3%84mbetsber%C3%A4ttelser/Annual_Report_2017-18_web_light.pdf
    2. The ombudsmen’s overview. Riksdagens Ombudsman. 2017. URL: http://www.jo.se/en/About-JO/The-Ombudsmen/The-ombudsmens-overview/ (дата обращения: 12.03.2019).
    3. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996. 408 с.
    4. Институт Омбудсмена – прошлое и настоящее // Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики. 2017: [сайт]. URL: http://www.ombudsman.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1&Itemid=115&lang=ru (дата обращения: 12.03.2019).
    5. Лохматов Е.А. Генезис и эволюция института омбудсмена в Швеции // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1209700 (дата обращения: 12.03.2019).
    6. Омбудсмен Москалькова поддержала законопроект о региональных уполномоченных // Российской агентство правовой и судебной информации: [сайт]. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20181026/290289808.html (дата обращения: 12.03.2019).
    7. Отчет о семинаре «Опыт организации работы аппарата Омбудсманов в Швеции» // Уполномоченный по правам человека в Калининградской области: [сайт]. URL: http://ombudsman39.ru/news/otchet-o-seminare-opt-organizatsii-rabot-apparata-ombudsmanov-v-shvetsii
    8. Полякова А.А. Конституционный строй Швеции // Проза.ру: [сайт]. URL: https://www.proza.ru/2014/03/01/1062 (дата обращения: 12.03.2019).
    9. Соколов А.Н., Трумпель, К.Б., Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Калининград: КЮИ, 2001. 150 с.
    10. Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Парламентский омбудсмен: генезис, функционирование, тенденции развития: монография. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. 94 с.
    11. Численность населения Швеции // Russians.se: [сайт]. URL: https://russians.se/chislennost-naseleniya-shvesii/ (дата обращения: 12.03.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2