ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Служебная модель исполнительной деятельности в правовом государстве

Service Model of Executive Activity in Jural State



В.П. Назаров
V.P. Nazarov
zahr@list.ru
аспирант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
PhD student, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • правовое государство
  • публичная власть
  • исполнительная деятельность
  • публичная служба
  • служебная модель исполнения закона
  • Keywords:

  • jural state
  • public authority
  • executive activity
  • public service
  • service model of law enforcement
  • В статье рассматриваются конституционно-правовые и административно-правовые основы для формирования служебной модели исполнительной деятельности в правовом государстве. Отличительной особенностью данной модели является выделение категории «служение праву». Такое служение реализуется в системе публичной службы, которая включает государственную, муниципальную, общественную службы во всех их разновидностях.

    We consider constitutional-legal and administrative-legal basis for developing a model of executive activity in a jural state. The distinctive feature of the model in question is an emphasis on the category of "serving the law". The service of this kind is realized within the system of public service that includes all types of state, municipal and social service.

    Обзор статьи

    Положения, излагаемые в данной статье, нацелены на уточнение конституционно-правовой и административно-правовой концепции правового государства, его административной (управленческой) модели, которая представляется как служебная [3; 7; 8].
    Формулировка конституционно обоснованной административно-исполнительной модели правового государства базируется на конституционно-правовой характеристике современных категорий, принципов, механизмов осуществления публичной исполнительной деятельности. Современное публичное управление и исполнение представлено государственным, муниципальным и общественным управлением.
    Актуальность конституционно-правовой характеристики служебной модели исполнения в правовом государстве детерминируется необходимостью разработки научно обоснованных правовых и организационных мер по реализации в Российской Федерации идеи верховенства права как принципа правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) [1] и совершенствования законодательства об исполнительной деятельности (о публичном администрировании). В этой связи следует отметить, что набирает силу характеристика административного процесса как исполнительного процесса [4. С. 119–196]. В то же время обоснование такого толкования уже осуществлялось с участием автора [8]. Суть такого толкования заключается в том, что источник и правовая среда развития юридического процесса определенного вида – ветвь власти или ассоциация государственных органов, не относимых к определенной ветви власти. В этом контексте конституционные положения позволяют говорить именно об исполнительном, а не об административном процессе. Более того, мы разделяем мнение о том, что восприятие категории «исполнительный процесс» устраняет часть современных дискуссий о понятии и структуре административного процесса [10]. При этом особое внимание уделяется разграничению судебных и иных производств (процессов), носящих наименование конституционных и административных.
    Обеспечение национальной безопасности в правовом государстве уже не мыслится без реального формирования гражданского общества как среды функционирования правового государства. Такое формирование в свете административной служебной модели правового государства предполагает четкое правовое оформление представителей гражданского общества как субъектов права. Представители гражданского общества немедленно включаются в конструкцию административно-правовой модели правового государства с учетом их миссии, полномочий.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Денисов С.А. Общая теория административного государства. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2010. 684 с.
    3. Дмитриев В.К., Новиков А.Б. Правовое государство: актуальность современного конституционно-правового исследования // Журнал правовых и экономических исследований.Journal of Legal and Economic Studies. 2015. № 4. С. 47–53.
    4. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России. В 2-х ч. Часть 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 311 с.
    5. Лукьянова Е.А. Конституционные риски. М.: Кучково поле, 2015. 448 с.
    6. Новиков А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. №10. С. 28–32.
    7. Новиков А.Б. Исполнительная деятельность и правовое государство // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей по материалам X юбилейной международ. науч.-практич.конф. (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 года / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37196186_76483437.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
    8. Новиков А.Б., Назаров В.П. Концепция исполнения в правовом государстве // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 4. С. 62–68.
    9. Новиков А.Б., Рагозина Н.А. Исполнительная деятельность в конституционной концепции правового государства // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 10А. С.84–89.
    10. Новиков А.Б., Новикова В.А. Концепция управленческого процесса в контексте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2015. № 3. С. 48–54.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2