ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Антропология права: в поисках новой методологии

Antropology of Law: Seeking New Methodology



Л.А. Голубева
А.Э. Черноков
L.A. Golubeva
A.E. Chernokov
golubeva.giefpt@yandex.ru
kaf-gsd@ giefpt.ru
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the State Law Disciplines Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
Professor, the State Law Disciplines Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • антропология права
  • методология права
  • общая теория права
  • парадигма
  • синергетика
  • феноменология
  • Keywords:

  • anthropology of laws
  • methodology of law
  • General theory of law
  • paradigm
  • synergetics
  • phenomenology
  • В статье анализируется процесс становления антропологии права в современной России. Рассматриваются существующие воззрения на предмет и методологию антропологии права, осуществляется их соотнесение с концепциями правоведов различных школ правопонимания. Отмечается, что формирование антропологии права в отечественной правовой мысли самым тесным образом зависит от проникновения в Россию европейских антропологических учений.

    The article focuses on the process of formation of legal anthropology in modern Russia. It focuses on existing outlooks upon both the subject and the methodology of legal anthropology and performs correlation of the ones with the concepts of legal scholars representing different schools of understanding of law. It is noted that the formation of anthropology of laws in the domestic legal system is closely related to the penetration of European anthropological teachings into Russia.

    Обзор статьи

    Приход третьего тысячелетия ознаменовался для человечества не только открытием множества возможностей, но и осознанием множества глобальных проблем, часть из которых была унаследована от предыдущей эпохи. Противостояние глобализации и глокализации, попытки создания универсального социокультурного пространства, построение однополярного мира и фактическая многополярность в регулировании международных отношений – эти и иные тенденции и проблемы непосредственно влияют на все сферы жизни общества.
    Право как часть социальной реальности в третьем тысячелетии подвержено влиянию как общих, так и частных тенденций в рамках новой эпохи, и, разумеется, сталкивается в своём развитии с множеством новых вызовов и проблем. В данном контексте справедливо отметить такие проблемы, как сложность создания универсальных правовых механизмов, их имплементации в различные национальные правовые системы, противостояние национальных и наднациональных институтов (например, международных и конституционных судов), кризис стандартов защиты субъективных прав и многое другое. Объективная сложность происходящего ставит под вопрос любые практические рекомендации (что отнюдь не говорит об их абсолютной бесполезности), в том числе и в правовой действительности.
    Как констатирует И.Л. Честнов, «сложность положения теории права, как, впрочем, и всей юридической науки, состоит в мировоззренческом кризисе, который спровоцирован приходом постмодернизма. Постмодернизм радикализировал тенденции, сопровождавшие науковедение на всем протяжении ХХ в., и поспособствовал формированию постнеклассической научной картины мира. Будучи критическим мировоззрением, постмодернизм бросает вызов современности, при этом ответа на этот вызов сам постмодернизм, как представляется, дать не в состоянии. Поэтому необходимо формирование содержательно позитивной философии, науковедения, рациональности в постклассической научной картине мира» [5. С. 170].
    Соответственно, необходимо четко определить сущность двух эпох (модерна и постмодерна) в контексте эволюции права. Цивилизация модерна формируется в западном мире с конца XVIII столетия и окончательно утверждается к середине XIX в.
    Как отмечает Д. Уэст, «рационализация государства и экономики подготавливает почву для значительной трансформации мышления и культуры. <…> Примерно с 1500 г. намечается очевидный разрыв с прошлым, а в самосознании Запада формируется новое ощущение времени. Один из аспектов этого нового сознания заключается в том, что шовинизм, присущий отношению эллинов, евреев, а потом и европейцев к самим себе как высшему сорту людей, перетолковывается через всемирную историю. Поэтому Запад заявляет, что у его институтов и мышления привилегированное отношение к единственной общезначимой рациональности, чем еще больше закрепляются претензии на универсальную истину, заметные уже в эпикурейской и стоической мысли» [10. С. 25].

    Список использованной литературы

    1. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. 1081 с.
    2. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 5. От Нового времени к современности. М.: КДУ, 2013. 680 с.
    3. Губман Б. Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005. 536 с.
    4. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. 639 с.
    5. История и методология юридической науки / под ред. Ю.А. Денисова, И.Л. Честнова. СПб.: Изд-во СПбИВЭСЭП, 2014. 560 с.
    6. Клягин Н.В. Современная антропология. М.: Логос, 2014. 624 с.
    7. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. 800 с.
    8. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 464 с.
    9. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. М.: РАП, 2000. 512 с.
    10. Уэст Д. Континентальная философия. Введение. М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 448 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2