ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современные проблемы выявления оперативными подразделениями фактов легализации (отмывания) доходов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности

Contemporary Issues of Revealing Crimes of Legalisation of Funds Acquired as a Result of Commiting Corruption Related Offences



М.Л. Родичев
M.L. Rodichev
petrogradets@bk.ru
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук
Senior Lecturer, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • легализация (отмывание) преступных доходов
  • коррупция
  • противодействие коррупции
  • оперативно-розыскная деятельность
  • возмещение материального ущерба от преступления
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий
  • Keywords:

  • legalization (laundering) of proceeds from crime
  • corruption
  • countering corruption
  • operational search activities
  • compensation for material harm
  • conducting operational search activities
  • В настоящее время коррупция признана одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации, вследствие чего противодействие этому виду преступности является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов. Статья посвящена актуальным проблемам выявления одного из наиболее латентных преступлений коррупционной направленности – легализации доходов, полученных в результате коррупции. В первой части статьи представлена современная тенденция процессов легализации (отмывания) доходов, полученных в результате преступлений коррупционной направленности и рассмотрены причины указанных процессов. Во второй части статьи анализируются проблемы выявления указанных преступлений в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. В результате исследования, проведенного автором, выявлены тенденции к увеличению фактов легализации доходов, полученных в результате коррупции и определены недостатки оперативно-розыскной работы по их выявлению. Статья дополняет систему научных знаний о противодействии легализации преступных доходов.

    Corruption is recognized as one of the threats to national security of the Russian Federation thereby countering this type of offenses is claimed to be one of priority activities of the law enforcement bodies. The article focuses on the relevant matters related to revealing one of the most latent offenses, to wit, legalization of proceeds acquired as a result of corruption. The first part of the article contains description of the current tendency of legalization (laundering) of incomes, acquired as result of committing corruption related offenses and identifies causes of these processes. The second part of the paper provides analysis of the challenges related to revealing the said offenses in the course of operational search activities. As a result of the research conducted by the author major increasing tendencies have been revealed with regard to legalization of incomes acquired by committing corruption offenses with shortcomings in the realm operational search activities being defined.
    The article contributes significantly to the system of scientific knowledge about countering legalization of proceeds from crime.

    Обзор статьи

    В настоящее время коррупция официально закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее – РФ) в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности [1]. В силу указанного обстоятельства противодействие коррупции является приоритетным направлением работы правоохранительных органов РФ.
    Одним из направлений противодействия коррупции является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие фактов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных в результате преступлений коррупционной направленности (далее – легализация доходов от коррупции).
    Следует отметить, что в настоящее время фактов легализации доходов от коррупции выявляется крайне мало. Например, за 2017 год всего выявлено 22619 преступлений коррупционной направленности, при этом из них фактов легализации преступных доходов всего 124. Таким образом, доля легализации преступных доходов в общем объеме преступлений коррупционной направленности составляет примерно 0,5%.
    Еще один аспект рассматриваемой проблемы. В настоящее время в состав РФ входят 85 субъектов. С учетом того, что за 2017 год выявлено всего 124 случая легализации доходов от коррупции, можно констатировать, что в среднем в одном субъекте РФ в течение года (всеми правоохранительными органами, включая МВД, ФСБ, подразделениями Следственного комитета РФ и другими) выявляется 1–2 факта легализации имущества, приобретенного в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Необходимо подчеркнуть, что это усредненные цифры. Практика показывает, что в ряде регионов (например, в республике Коми) этот показатель значительно выше, а в других же регионах Российской Федерации такие преступления не выявляются вообще.
    Следует отметить, что в настоящее время у лиц, получивших преступный доход в результате совершения преступлений коррупционной направленности, объективно существует необходимость в его легализации.
    Эта необходимость обусловлена рядом факторов, к числу которых относятся следующие.
    Во-первых, в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [2] и подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ [3], имущество государственных служащих, в отношении которого не представлены, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, сведения, подтверждающие его приобретение на законные доходы, может быть обращено по решению суда в доход Российской Федерации.
    В настоящее время формируется практика вынесения судебных решений по обращению в доход Российской Федерации имущества государственных служащих по указанным выше основаниям. Например, одним из наиболее известных подобных решений было решение Никулинского районного суда г. Москвы об обращении в доход государства более 9 млрд руб., изъятых у бывшего заместителя начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России Дмитрия Захарченко [4].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.01.2019).
    2. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.01.2019).
    3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.01.2019).
    4. Официальный сайт Следственного комитета РФ. URL: https://sledcom.ru/News/item/1240590/ (дата обращения: 27.03.2019).
    5. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.01.2019).
    6. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.10.2015 г. № 499-П, зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 г. № 39962). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 2015. 13 июля. № 151.
    8. Приговор Ухтинского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2011 года по уголовному делу № 1-498/2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Уголовное дело № 4324206 по обвинению П. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 292, ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 292, ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 292, ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, возбуждено 11 апреля 2016 года следственным отделом по городу Ухта следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    10. Страсбургская Конвенция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 года. URL: https://www.coe.iNt/e№/web/portal/home (дата обращения: 07.02.2019).
    11. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 87 «об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    12. Емцева К.Э. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2016.
    13. Родичев М.Л. Оперативно-розыскное противодействие легализации имущества, приобретенного преступным путем (на примере Северо-Западного федерального округа Российской Федерации): автореф. дис. … канд. юрид. наук / Санкт-Петербургский университет МВД РФ. СПб., 2016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2