ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль нормативно-правового обеспечения в формировании единого туристского пространства стран СНГ

The Role of Regulatory and Legal Support in the Development of CIS Common Tourism Area



Г.А. Карпова
Э.Ю. Какабадзе
G.A. Karpova
E.Y. Kakabadze
karpovaga@rambler.ru
keteri92@gmail.com
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
соискатель кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Economics and Management in Services, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
PhD Applicant, the Department of Economics and Management in Services, Saint-Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • развитие туризма
  • СНГ
  • управление туристскими дестинациями
  • нормативно-правовое обеспечение
  • межгосударственное регулирование
  • единое туристское пространство
  • Keywords:

  • the development of tourism
  • CIS
  • tourism destinations regulation
  • regulatory and legal support
  • inter-state regulation
  • common tourism area
  • Актуальность исследования обосновывается необходимостью использования современных подходов к формированию нормативного обеспечения в сфере рекреации и туризма на базе четко обоснованной и логически выстроенной унифицированной системы регулирования в условиях единого туристского пространства.
    В статье раскрыта и методологически обоснована возможность применения системного подхода к унификации нормативно-правового обеспечения функционирования единого туристского рынка в странах СНГ.
    Авторами разработан и предложен к практическому использованию ряд критериев, отражающих сущность и природу унификации нормативно-правового обеспечения единого туристского рынка. Обоснована возможность совершенствования нормативной базы, регулирующей сферу медицинского и лечебно-оздоровительного туризма.

    The relevance of the research is based on the need for implementation of new approaches concerning the establishment of a regulatory support system in the realm of recreation and tourism on the basis of explicitly grounded and logically formulated unified system of management in a common tourism area environment.
    The article reveals and methodologically justifies the opportunity of implementing a systems approach to unification of regulatory and legal support of a common tourism market within CIS member states.
    The authors introduce a set of criteria focused on practical use that capture both the essence and the nature of unification of a single tourism market regulatory and legal support. In addition a justified conclusion is made in favor of the opportunity to develop normative basis regulating medical and recreational tourism.

    Обзор статьи

    Основополагающую роль в формировании единого туристского пространства, как показывает отечественный и зарубежный опыт, несомненно, играет нормативно-правовое обеспечение туристской деятельности, в рамках которого функционируют основные субъекты туристского рынка, формируется государственная политика в сфере рекреации и туризма, моделируются основные туристские потоки, и, в конечном счете, создаётся законодательная основа для проектирования и последующей реализации единого туристского продукта, который мог бы быть использован всеми участниками единого рынка. Создание единой нормативно-правовой документации весьма сложный и многофункциональный процесс, требующий совместных усилий всех участников объединения на основе междисциплинарного системного подхода [5].
    В качестве основных направлений унификации нормативно-правового обеспечения функционирования туристского рынка в рамках формирования единого пространства, по мнению авторов, можно отметить:
    ● разработку и принятие единого межгосударственного закона или другого нормативного акта соответствующего уровня, регламентирующего развитие сферы туризма и рекреации объединения;
    ● регламентацию отдельных видов туристской деятельности (туроператорская и турагентская деятельность, организация работы средств размещения, предприятий общественного питания сферы туризма и т.д.);
    ● нормативно-правовую характеристику приоритетных направлений и форм развития туристской деятельности, к числу которых можно, несомненно, отнести поддержку кластерных инициатив, стимулирование роста экспорта туристских и смежных услуг, внедрение инноваций и цифровизации пространства дестинаций на основе передовых отечественных и зарубежных технологий, туристское природопользование и ресурсосбережение, в том числе в процессе реализации программ по экологизации туристской деятельности и т.д.[6];
    ● отдельные нормативно-правовые акты, определяющие порядок технологии и организации приоритетных видов туризма, к числу которых можно отнести медицинский и лечебно-оздоровительный, детско-юношеский туризм, культурно-познавательный и другие виды туризма[4].
    Формат единого нормативно-правового обеспечения развития туристского пространства находит свое активное применение в условиях многих интеграционных образований, в том числе и в рамках Содружества Независимых Государств. При этом можно говорить о том, что данный процесс не является статичным – с самого появления данного общественно-политического образования ведется вопрос о том, чтобы сформировать единую нормативную базу межгосударственного регулирования и поддержки сферы рекреации и туризма стран-участниц.

    Список использованной литературы

    1. Межправительственное Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» от 23.12. 1993 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902888 (дата обращения: 17.03.2019).
    2. Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах Сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» от 29.10.1994 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756800(дата обращения: 17.03.2019).
    3. Модельный закон «О туристской деятельности», принятый 16 ноября 2006 г. на Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902050944 (дата обращения: 17.03.2019).
    4. Гришин С.Ю. Туризм как фактор устойчивого экономического развития региона. // Современные проблемы менеджмента: IХ Всероссийская науч.-практич. конф.: сб. науч. статей. СПб.: Изд-во СПбГЭУ «ЛЭТИ». 2015. С. 368–370.
    5. Карпова Г.А., Песоцкая Е.В., Гришин С.Ю., Ткачев В.А. Управление туристскими дестинациями на принципах кластеризации: монография. СПб.: Изд-во: СПбГЭУ, 2017. 153 с.
    6. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства, и основные направления реализации туристского продукта. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 304с.
    7. Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/index.php?id=777 (дата обращения: 17.02.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2