ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы строительства инфраструктуры на приграничных территориях России и Китая

On Infrastructure Construction in Russia-China Border Areas



Ц. Чжун
J. Zhong
dekanat205@mail.ru
главный научный сотрудник, заведующий отделом комплексного исследования института России Академии Общественных Наук провинции Хэйлунцзян, доктор исторических наук, КНР
Chief Researcher, Head of the Department of Integrated Research, Russian Institute of Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences, Doctor of Historic Sciences, PRC
г. Харбин
Harbin

Ключевые слова:

  • приграничные территории России и Китая
  • инфраструктура
  • «Пояс и путь»
  • территория опережающего развития
  • инвестиции
  • КНР
  • Россия
  • инвестиционный фонд
  • концепция о согласованном и экологическом развитии
  • Keywords:

  • border territories of Russia and China
  • infrastructure
  • Belt and road initiative
  • advance development territories
  • PRC
  • Russia
  • investment fund
  • the concept of coordinated environmental development
  • Актуальность исследования обосновывается необходимостью использования современных подходов к управлению межрегиональным взаимодействием России и Китая на базе четко обоснованной и логически выстроенной общей социально-экономической стратегии между двумя государствами-соседями. В статье раскрыта и методологически обоснована возможность развития и модернизации инфраструктурных объектов в приграничных территориях России и Китая с учетом как особенностей проектной деятельности, так и специфики функционирования национальных экономических систем в условиях устойчивого развития межрегионального взаимодействия.
    Автором разработан и предложен к практическому использованию ряд конструктивных идей по формированию концепции российско-китайского сотрудничества в сфере строительства инфраструктуры в приграничных территориях.

    The relevance of the research is justified by the need for implementation of modern approaches to managing inter-regional cooperation between Russia and China on the basis of expressly grounded and logically built general social and economic strategy. The article describes and methodologically justifies an opportunity of developing and upgrading infrastructure facilities on the border territories of Russia and China given particular features of project activities as well as specifics of national economic systems performance in inter-regional cooperation sustainable development environment.
    The author proposes for practical implementation a number of constructive ideas with regard to creation of the concept covering cooperation between Russia and China in the realm of infrastructure on the border territories.

    Обзор статьи

    Трансграничное сотрудничество – это основная часть торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, поэтому успешное развитие приграничных территорий обоих государств, обеспечение благополучия жизни их граждан и углубление двустороннего сотрудничества имеет огромное актуальное значение.
    За последние годы в районе Дальнего Востока России появились новые веяния в строительстве инфраструктуры, но из-за нехватки финансовых и трудовых ресурсов строительство продвигается медленными темпами. Используя благоприятный момент создания на Дальнем Востоке России территории опережающего развития (ТОР) и возрождения старых промышленных баз на Северо-Востоке Китая, необходимо энергично продвигать строительство современной транспортной инфраструктуры. Это позволит органично соединиться проекту экономического развития «Один пояс, один путь» и Евразийскому экономическому союзу и постепенно отрегулирует китайско-российскую структуру торговли, что будет иметь важное значение для социально-экономического развития смежных территорий двух государств.
    Современное состояние строительства инфраструктуры в приграничных территориях России и Китая
    1. Новые возможности и веяния в строительстве инфраструктуры на Дальнем Востоке России.
    За последние несколько лет правительство России сделало большие вложения в строительство инфраструктуры на Дальнем Востоке. Для проведения саммита АТЭС во Владивостоке были построены большой мост на Русский остров, Центр переговоров и другие крупномасштабные проекты для расширения всесторонних внешних связей Владивостока, символические сооружения исполнены на интернациональном и современном уровне. Сегодня на Дальнем Востоке России создана территория опережающего развития, для строительства инфраструктуры в этом районе добавляются новые мощности. Автодорожная сеть Дальнего Востока сейчас находится на стадии совершенствования. Китай и Россия запустили проекты больших мостов Тунцзян – Нижнеленинское и Хэйхе – Благовещенск, которые будут играть огромную роль в международных перевозках через Амур и, очевидно, повысят и преобразуют количество грузов, проходящих через пограничные пропускные пункты обеих стран, это будет еще одним шагом в оптимизации структуры торговли. Несомненно, реализация крупных проектов станет большой движущей силой строительства инфраструктуры в Дальневосточном регионе.
    2. Коммуникационная инфраструктура России и Китая имеет большие различия.
    За последние 30 лет в коммуникационной инфраструктуре на Дальнем Востоке России не произошло каких-либо существенных изменений. Вплоть до сегодняшнего дня на всем Дальнем Востоке нет ни одной скоростной дороги мирового уровня. Строительство дальневосточной железной дороги также сравнительно отсталое, инфраструктура грузопассажирских перевозок устарела, полотно дороги старое. Сегодня скорость железнодорожных составов находится в пределах 100 км/час, поэтому для преодоления расстояния от Владивостока до Москвы необходима одна неделя. Развитие транспортных перевозок отсталое, что не только крайне ограничивает освоение ресурсов Дальнего Востока и его экономическое развитие, но и вследствие невозможности состыковки со скоростными магистралями и железнодорожной сетью Китая, ограничивает дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке. Слабым местом развития рекреационной отрасли на базе турпотока из КНР является также недостаточное количество пассажирских маршрутов [1].
    3. Уровни инфраструктуры пограничных переходов России и Китая имеют большие различия.

    Список использованной литературы

    1. Доклады РИСИ: Политика Китая в Азии и интересы России // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 5(44). С.11 – 53.
    2. Мэнь Хунхуа. Расстановка международной стратегии Китая после 18-го Всекитайского съезда КПК // Общественная наука. 2017. № 8. С. 14–28.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2