|
|
|
|
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
|
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
служебно-раздаточная экономика
общественно-служебная собственность
раздачи-сдачи
административные жалобы
паразитарная хрематистика
|
Keywords:
service and distribution based (command) economy
public and official property
tributes/distributes
administrative complaint
parasitic chrematistics
|
В 2017 году в связи со своим 50-летием представляющий высшую интеллектуальную элиту Запада Римский клуб опубликовал доклад «Come on! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», в котором сделан однозначный вывод о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации. В докладе констатируется, что сегодняшний кризис не циклический, но усиливающийся. «Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологии и капиталистической системы».
Для смены парадигмы требуется изменение господствующего «рыночного» мировоззрения с осмыслением положительного опыта человечества, обеспечивавшего его выживание в предшествующие эпохи. Таким положительным опытом была родовая, затем государственная форма социальной организации, благодаря которым социум мог сохраняться и развиваться. В большинстве возникавших государств складывалась служебно-раздаточная экономика, анализу которой посвящена данная статья.
|
In 2017 in commemoration of its 50-th anniversary the Club of Rome, which represents the world's intellectual elite, published the report entitled Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. The report contains an unambiguous conclusion about inevitability of a drastic change within the development paradigm concerning our civilization. The report stresses upon the point that today's crisis is not a cyclical but a growing one. "It is not limited to the nature around us. There are also a social crisis, a political and a cultural crisis, a moral crisis as well as a crisis of democracy, of ideologies and of the capitalist system".
In order to change the paradigm one needs to change the dominating "market" thinking and world-viewing in the context of comprehension of lessons learned which ensured the mankind's survival in the previous periods. Such an experience used to be initially an ancestral and later on – a state form of the social organization, whereby the society could have been mantained and could be able to keep on developing. In most of emerging countries a distribution based (command) economy would appear the analysis whereof the present article is devoted to.
|
|
|
Обзор статьи
Библейский миф об изгнании из рая Адама и Евы, после чего Адам вынужден был добывать пропитание трудом, требует осмысления в свете современных знаний о начале человеческой истории. Причиной изгнания стало съеденное Евой яблоко с древа познания добра и зла. Непознанность добра и зла присуща животному миру. Логически рассуждая, «рай» или «золотой век» – это комфортный для приматов климат и изобилие пищи, которую предтечи людей беспроблемно имели, разделывая с помощью каменных орудий трупы мертвых животных [9]. Однако с наступлением ледникового периода изобилие пищи закончилось, и встала проблема ограниченности важнейшего для жизни ресурса.
Быстрое сокращение кормовой базы привело к каннибализму. До этого палеонтроповые гоминиды в составе первобытного стада добывали пищу путем собирательства и некрофагии, как падальщики. Не будучи хищниками, они не имели врожденных запретительных механизмов для разрешения внутривидовых конфликтов у плотоядных животных. Поэтому практика убийства и поедания себе подобных при своем возникновении у некоторой их части не получила физиологического отпора, в результате чего возник хищный психологический тип хомо сапиенсов, несущий смертельную угрозу нехищным людям [5].
Поскольку поедание себе подобных не имело длительной перспективы из-за стремительного сокращения и этой кормовой базы, выход был найден в охоте на живых зверей и рыболовстве, что потребовало развития соответствующих навыков и орудий. Постоянная угроза быть съеденными собственными сородичами и совместная трудовая деятельность привели к становлению речи, мышления и рассудка. После чего решающим преимуществом в борьбе за существование стала не физическая сила и агрессивность отдельных особей, а солидарная организованность коллективов, основывающаяся на речевом обмене информацией.
Моральные установки возникают в результате перехода от первобытного стада к родовой организации, означающей жесткое внедрение норм поведения, блокирующих зоологические инстинкты и выступающих в форме запретов – табу (нарушителей изгоняли, обрекая тем самым на верную смерть). В первую очередь социальный контроль был установлен над пищевым инстинктом. Запрет на поедание сородичей сопровождался уравнительным распределением пищи, что означало доступ к ней всем членам рода независимо от их заслуг в ее добыче. Зоологический инстинкт – сожрать слабого (лучше всего – ребенка) и, если пищи мало, ни с кем не делиться. Социальный инстинкт, выработанный продолжительным искусственным отбором, – способность делиться пищей. Так возникли первые экономические отношения – отношения людей по поводу продуктов их трудовой деятельности. И эти отношения были отношениями раздатка (а отнюдь не купли-продажи).
Интересно, что в вышедшей в 1966 году в США книге антрополога Р. Сервиса «Охотники», посвященной изучению оставшихся на планете охотничьих племен, отмечалось, что в этих общинах нельзя было благодарить за пищу. Тем самым как бы допускалась возможность не поделиться ею, что считалось противоестественным. Поэтому голода охотники не знали.
|
Список использованной литературы
1. Беляков А. Симфония // Завтра. 2018. № 35. С. 6.
2. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
|