ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Моральные установки и технологии управления гуманной хозяйственной деятельностью

Moral Settings and Humane Economic Activities Management Technologies



В.И. Сигов
V.I. Sigov
dekanat205@mail.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • служебно-раздаточная экономика
  • общественно-служебная собственность
  • раздачи-сдачи
  • административные жалобы
  • паразитарная хрематистика
  • Keywords:

  • service and distribution based (command) economy
  • public and official property
  • tributes/distributes
  • administrative complaint
  • parasitic chrematistics
  • В 2017 году в связи со своим 50-летием представляющий высшую интеллектуальную элиту Запада Римский клуб опубликовал доклад «Come on! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», в котором сделан однозначный вывод о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации. В докладе констатируется, что сегодняшний кризис не циклический, но усиливающийся. «Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологии и капиталистической системы».
    Для смены парадигмы требуется изменение господствующего «рыночного» мировоззрения с осмыслением положительного опыта человечества, обеспечивавшего его выживание в предшествующие эпохи. Таким положительным опытом была родовая, затем государственная форма социальной организации, благодаря которым социум мог сохраняться и развиваться. В большинстве возникавших государств складывалась служебно-раздаточная экономика, анализу которой посвящена данная статья.

    In 2017 in commemoration of its 50-th anniversary the Club of Rome, which represents the world's intellectual elite, published the report entitled Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. The report contains an unambiguous conclusion about inevitability of a drastic change within the development paradigm concerning our civilization. The report stresses upon the point that today's crisis is not a cyclical but a growing one. "It is not limited to the nature around us. There are also a social crisis, a political and a cultural crisis, a moral crisis as well as a crisis of democracy, of ideologies and of the capitalist system".
    In order to change the paradigm one needs to change the dominating "market" thinking and world-viewing in the context of comprehension of lessons learned which ensured the mankind's survival in the previous periods. Such an experience used to be initially an ancestral and later on – a state form of the social organization, whereby the society could have been mantained and could be able to keep on developing. In most of emerging countries a distribution based (command) economy would appear the analysis whereof the present article is devoted to.

    Обзор статьи

    Библейский миф об изгнании из рая Адама и Евы, после чего Адам вынужден был добывать пропитание трудом, требует осмысления в свете современных знаний о начале человеческой истории. Причиной изгнания стало съеденное Евой яблоко с древа познания добра и зла. Непознанность добра и зла присуща животному миру. Логически рассуждая, «рай» или «золотой век» – это комфортный для приматов климат и изобилие пищи, которую предтечи людей беспроблемно имели, разделывая с помощью каменных орудий трупы мертвых животных [9]. Однако с наступлением ледникового периода изобилие пищи закончилось, и встала проблема ограниченности важнейшего для жизни ресурса.
    Быстрое сокращение кормовой базы привело к каннибализму. До этого палеонтроповые гоминиды в составе первобытного стада добывали пищу путем собирательства и некрофагии, как падальщики. Не будучи хищниками, они не имели врожденных запретительных механизмов для разрешения внутривидовых конфликтов у плотоядных животных. Поэтому практика убийства и поедания себе подобных при своем возникновении у некоторой их части не получила физиологического отпора, в результате чего возник хищный психологический тип хомо сапиенсов, несущий смертельную угрозу нехищным людям [5].
    Поскольку поедание себе подобных не имело длительной перспективы из-за стремительного сокращения и этой кормовой базы, выход был найден в охоте на живых зверей и рыболовстве, что потребовало развития соответствующих навыков и орудий. Постоянная угроза быть съеденными собственными сородичами и совместная трудовая деятельность привели к становлению речи, мышления и рассудка. После чего решающим преимуществом в борьбе за существование стала не физическая сила и агрессивность отдельных особей, а солидарная организованность коллективов, основывающаяся на речевом обмене информацией.
    Моральные установки возникают в результате перехода от первобытного стада к родовой организации, означающей жесткое внедрение норм поведения, блокирующих зоологические инстинкты и выступающих в форме запретов – табу (нарушителей изгоняли, обрекая тем самым на верную смерть). В первую очередь социальный контроль был установлен над пищевым инстинктом. Запрет на поедание сородичей сопровождался уравнительным распределением пищи, что означало доступ к ней всем членам рода независимо от их заслуг в ее добыче. Зоологический инстинкт – сожрать слабого (лучше всего – ребенка) и, если пищи мало, ни с кем не делиться. Социальный инстинкт, выработанный продолжительным искусственным отбором, – способность делиться пищей. Так возникли первые экономические отношения – отношения людей по поводу продуктов их трудовой деятельности. И эти отношения были отношениями раздатка (а отнюдь не купли-продажи).
    Интересно, что в вышедшей в 1966 году в США книге антрополога Р. Сервиса «Охотники», посвященной изучению оставшихся на планете охотничьих племен, отмечалось, что в этих общинах нельзя было благодарить за пищу. Тем самым как бы допускалась возможность не поделиться ею, что считалось противоестественным. Поэтому голода охотники не знали.

    Список использованной литературы

    1. Беляков А. Симфония // Завтра. 2018. № 35. С. 6.
    2. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
    3. Бессонова О.Э. Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к интеграции. М.: Политическая энциклопедия, 2015.
    4. Давыдов С.А. Берега Ойкумены. Историческая социология о парадоксах хозяйственной жизни Древнего Востока. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 115.
    5. Диденко Б.А., Бойков М.В. Что есть человек. Основной вопрос. М.: Самотека, 2010. С. 13–14.
    6. Кара-Мурза С.Г. Кто такие русские. М.: Алгоритм, 2016. С. 110.
    7. Кара-Мурза С.Г. Политэкономия индустриализма: мифы и реальность. М.: Алгоритм, 2018.
    8. Кричевский Н.А. Антискрепа. М.: Концептуал, 2017. С. 53.
    9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974.
    10. Советская Россия. 2018. 24 мая. С. 8.
    11. Хмелевская Г.Б. Революция 1917 года – восстановление русской цивилизации и прорыв в высшую реальность // Пятая газета. 2018. № 45-46 (47). С. 5–6.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2