ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемные вопросы приграничного таможенного сотрудничества

Problem Issues of Cross-Border Customs Cooperation



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva_irina@mail.ru
доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
senior lecturer, the Faculty of Technological Management and Innovations, St. Petersburg ITMO University, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенные органы
  • Северо-Западное таможенное управление
  • приграничное сотрудничество
  • сопредельные государства
  • международные автомобильные пункты пропуска
  • Keywords:

  • customs authorities
  • North-West Customs Administration
  • cross-border cooperation
  • neighboring States
  • international automobile checkpoints
  • В статье рассмотрены вопросы приграничного сотрудничества таможенных органов Северо-Западного таможенного управления с таможенными органами сопредельных государств. Через анализ проблем на примере таможенных органов Северо-Западного таможенного управления автор приходит к выводу о возрастающей роли приграничного таможенного сотрудничества. Автором предложены способы решения проблем в международных автомобильных пунктах пропуска.

    We consider the issues of cross-border customs cooperation between the customs authorities of the North-West Customs Administration and the ones of the neighboring countries. By analyzing the problems of the customs authorities of the North-West Customs Administration we make a conclusion about the growing importance of cross-border customs cooperation. We suggest ways of solving the problems in the international automobile checkpoints.

    Обзор статьи

    Таможенное сотрудничество государств как составная часть внешней политики неотрывно связано с политической ситуацией в мире. При осуществлении международной деятельности, Северо-Западное таможенное управление (далее – СЗТУ) основывается на необходимости реализации единой политики Федеральной таможенной службы России в сфере международного таможенного сотрудничества в соответствии с внешнеполитическим курсом Российской Федерации (РФ).
    Учитывая международное значение Санкт-Петербурга как научного, культурного и туристического центра, его важнейшее для страны геополитическое и экономическое положение, СЗТУ играет значительную роль в международном таможенном сотрудничестве Северо-Западного федерального округа (СЗФО) с сопредельными государствами.
    Основные партнеры СЗТУ по взаимодействию – региональные таможенные органы (ТО) сопредельных государств: Финляндии, Эстонии, Латвии. С ноября 2017 г. возобновилось региональное сотрудничество с Норвегией, которое прервалось в 2012 г.
    Наиболее интенсивные связи поддерживаются с Таможней Финляндии и приграничными таможнями Финляндии, на долю которых приходится свыше 70% всех международных мероприятий в Северо-Западном регионе.
    Основой для взаимодействия РФ и Финляндии в таможенной сфере является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, подписанное 11 апреля 1994 г.
    Основные формы сотрудничества с финляндской стороной – регулярные рабочие встречи начальников сопредельных таможенных постов и таможен для обсуждения ситуации в пунктах пропуска (ПП), вопросов ускорения пропуска транспортных средств, грузов и физических лиц через границу, обмена информацией об изменениях в таможенном законодательстве России и Финляндии.
    В целом сотрудничество СЗТУ и подчиненных таможен с ТО сопредельных государств на протяжении последних нескольких лет характеризуется динамичностью, разносторонностью и нацеленностью на конкретные результаты.
    Одним из главных торговых партнеров России был и остается Европейский союз (далее – ЕС). В настоящее время на страны ЕС приходится 42,6% всего российского товарооборота. В 2016 г. товарооборот составил 191,1 млрд евро и сократился на 9% по сравнению с 2015 г., что явилось следствием введения обоюдных экономических санкций. Однако с начала 2017 г. товарооборот между Россией и ЕС начал стремительно восстанавливаться [3]. Следовательно, значимость торгового сотрудничества и близость границ государств ЕС обуславливает необходимость развития приграничного сотрудничества.
    Приграничное сотрудничество – часть международных отношений РФ, международных и внешнеэкономических связей приграничных субъектов РФ и муниципальных образований приграничных субъектов РФ с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств [1].
    В большинстве случаев транспортировка товаров между странами ЕС и РФ осуществляется автомобильным транспортом, следовательно, основная нагрузка ложится на приграничные ПП.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru
    2. Веселова М.П., Шайдуллова М.В. Проблемные аспекты устойчивого таможенного сотрудничества во внешнеэкономической деятельности государства (на примере российско-финляндского сотрудничества) // Электронный научно-экономический журнал «Стратегии бизнеса». 2017. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemnye-aspekty-razvitiya-ustoychivogo-tamozhennogo-sotrudnichestva-vo-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-gosudarstva-na-primere (дата обращения: 16.01.2019).
    3. Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при ЕС. URL: https://russiaeu.ru/ru/torgovlya (дата обращения: 17.01.2019).
    4. Официальный сайт YLE. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/rossiya_khochet_otkryt_punkt_propuska_syuvyaoro-parikkala_dlya_passazhirskogo_dvizheniya (дата обращения: 19.01.2019).
    5. South-East Finland – Russia Cross-Border Cooperation Programme 2014–2020. URL: http://www.sefrcbc.fi (дата обращения: 19.01.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2